Глобальный кризис, охвативший все сферы экономики и финансов, оказал серьезное воздействие на развитие российских финансовых институтов, выявив и усилив  системные риски, связанные с зависимостью от внешних источников финансирования, несбалансированной структурой активов и обязательств, незавершенностью процессов институционального формирования.

В годы, предшествующие кризису, роль российских финансовых институтов в российской экономике существенно возросла. Увеличился ресурсный потенциал  банковского сектора: за период с 2001 по 2007 гг.  доля активов банков в ВВП выросла в 1,9 раза, собственный капитал – в 2,5 раза. Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов по отношению к ВВП возросли в 7 раз, стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов – в 14 раз (таблица 1).

 

Таблица 1 – Параметры развития российских финансовых институтов в 2001-2007 гг., в % к ВВП (на начало года)[1]

 

 

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Активы коммерческих банков

 

32,3

 

35,3

 

38,3

 

42,3

 

41,9

 

45,1

 

51,9

Капитал коммерческих банков

3,2

3,9

5,4

6,2

5,6

5,7

6,3

Страховые премии

2,3

3,3

3,0

3,4

2,8

2,3

2,2

Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов

 

0,2

 

0,4

 

0,5

 

0,7

 

0,7

 

0,9

 

1,9

Чистые активы паевых инвестиционных фондов

0,1

0,1

0,1

0,6

0,7

1,1

1,6

 

Ресурсы, накопленные финансовыми институтами, позволили им внести существенный вклад в активизацию инвестиционного процесса и развитие экономики страны. Так, в 2000-2007 гг. кредиты банков реальному сектору экономики возросли с 479,2 млрд. руб. до 9046,2 млрд. руб. и составили 27,4% ВВП. Доля кредитов банков в общем объеме инвестиций предприятий в основной капитал увеличилась почти в два раза и достигла 10,4%.

В то же время эти процессы сопровождались усилением внутренних противоречий развития финансового сектора, концентрацией валютных, кредитных, процентных рисков и рисков ликвидности. С дестабилизацией мировых финансовых рынков накопление этих рисков превратилось в мощный фактор финансовых угроз, вызвавший ухудшение положения российских финансовых институтов[2].

За 2008 – 2009 гг. в российском финансовом секторе было отозвано 86 лицензий банков, более 150 лицензий страховых организаций и около 80 лицензий негосударственных пенсионных фондов; прошло более двух десятков сделок по слиянию и поглощению. На основе активизации процессов банкротств, слияний и поглощений усилилась тенденция консолидации финансовых институтов и уменьшения их численности (рисунок 1). Так, в 2008 г. количество действующих кредитных организаций сократилось с 1136 до 1108, страховых организаций – с 857 до 786, негосударственных пенсионных фондов – с 252 до 243. В 2009 г. общее число действующих кредитных организаций в России уменьшилось до 1058; страховых организаций – до 702, негосударственных пенсионных фондов – до 172. Исключением явилась динамика численности паевых инвестиционных фондов: за 2008 г. количество ПИФов возросло на 10,7% — до 1134, за 2009 г. —  на 15,3%, до 1307, в том числе ПИФов для квалифицированных инвесторов — на 63,8%, до 408.

 

Рисунок 1 – Динамика числа финансовых институтов[3]

 

Возрос уровень концентрации активов и капитала финансовых институтов. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах  банковского сектора за 2008 – 2009 гг. увеличилась с  91,6 до 93,7 %, при этом доля пяти крупнейших банков по состоянию на 1.01.2010 г. составила 47,9% против 42,3% на 1.01.2008 г. На долю крупнейших по величине капитала кредитных организаций по состоянию на 1.01.2010 г. пришлось 92,9% совокупного капитала банковского сектора (на 1.01.2008 г. – 89,7%), в том числе 52,2% на 5 крупнейших банков (на 1.01.2008 г. – 43,2%). Активы страховых компаний, составляющих 15% от их общего числа, достигли 80% совокупных активов страхового сектора. В 25 крупнейших негосударственных пенсионных фондах сосредоточилось 93,6% пенсионных резервов, причем 50% резервов пришлось на НПФ «Газфонд».

Продолжилась тенденция роста доли иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских финансовых институтов. Число действующих кредитных организаций в России со 100-процентным иностранным участием за 2008-2009 гг. увеличилось с  63 до 82, общее число российских кредитных организаций с тем или иным иностранным участием — с  202 до 226. В уставном капитале страховых организаций доля иностранных участников достигла 13,5%; на них пришлось 35% совокупной страховой премии и 23,7% перестраховочной премии.

В результате кризисных событий усилились доминирующие позиции банков в российском финансовом секторе и прервалась тенденция роста доли небанковских финансовых институтов в совокупных активах финансового сектора, наблюдавшаяся в 2001-2007 гг. За 2007-2009 гг. доля небанковских финансовых институтов в ВВП уменьшилась с 6,0 до 5,1 % ВВП, а в совокупных активах финансовых институтов – с 10,3 до 6,4% (таблица 2).

 

Таблица 2 — Структура активов российских финансовых институтов [4]

 

 

 

1.01.2007 г.

1.01.2010 г.

Сумма, млрд. руб.

В % к ВВП

Удельный вес в совокупных активах финансового сектора, %

Сумма, млрд. руб.

В % к ВВП

Удельный вес в совокупных активах финансового сектора, %

Банки

13963,5

51,9

89,7

29430,0

75,3

93,6

Небанковские финансовые институты

 

1609,9

 

6,0

 

10,3

 

1997,0

 

5,1

 

6,4

в том числе:

страховые компании

 

679,5

 

2,6

 

4,4

 

873,8

 

2,2

 

2,8

паевые инвестиционные фонды

(совокупные чистые активы)

 

 

 

420,5

 

 

 

1,6

 

 

 

2,7

 

 

 

380,7

 

 

 

1,0

 

 

 

1,2

негосударственные пенсионные фонды

(собственные средства)

 

 

509,9

 

 

1,9

 

 

3,2

 

 

742,5

 

 

1,9

 

 

2,4

 

Основными факторами, обусловившими данный тренд, явились падение стоимости фондовых инструментов, что вызвало обесценение активов небанковских финансовых институтов, и приоритеты государственной поддержки в отношении банковского сектора.

С середины 2009 г. ситуация в финансовом секторе начала стабилизироваться, благодаря масштабной переоценке рисков финансовыми институтами и антикризисным мерам, предпринятым финансовыми регуляторами. Соотношения большинства ключевых показателей, характеризующих роль финансовых институтов в экономике, к 2010 г. увеличились (таблица 3), однако это увеличение произошло, прежде всего, вследствие существенного снижения номинальной величины ВВП.

Основным источником прироста ресурсной базы банков в 2009 г. стали вклады физических лиц.  Повышение суммы возмещения по застрахованным вкладам до 700 тыс. руб., безусловное исполнение Агентством по страхованию вкладов обязательств перед вкладчиками банков с отозванными лицензиями позволили приостановить отток вкладов населения из банков, наблюдавшийся в период наиболее острой фазы кризиса (сентябрь 2008 г. – февраль 2009 г.). В целях сокращения рисков финансовой неустойчивости банков, связанных с повышением депозитных ставок, Банк России установил ограничения максимальной величины процентной ставки по банковским вкладам. Несмотря на последующее снижение банками депозитных ставок, приток средств населения во вклады был практически восстановлен, что во многом объясняется отсутствием альтернативных финансовых инструментов. В первом полугодии 2010 г. вклады физических лиц возросли на 15,1 п.п. и составили 28,2% от пассивов банковского сектора. Темпы роста средств, привлеченных от предприятий и организаций (6,5 п.п.), были менее значительными, чем темпы роста вкладов населения.

Процесс переориентации российских банков на ресурсы внутреннего финансового рынка, прежде всего, на мобилизацию частных вкладов, при сокращении заимствований на мировом рынке, привел к росту средней стоимости привлечения ресурсов. Условия ресурсных ограничений (по суммам, стоимости и срокам), а также переоценка кредитных рисков определили пересмотр политики банков в области активных операций.

 

Таблица 3 — Показатели развития российских финансовых институтов в 2008-2010 гг. (на начало года)[5]

 

 

Показатели

2008

2009

2010

Банковский сектор

Активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

20125,1

60,5

28022,3

67,6

29430,0

75,3

Собственные средства банковского сектора, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

2671,5

8,0

13,3

3811,1

9,2

13,6

4620,6

11,8

15,7

Вклады физических лиц, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

 в % к денежным доходам

5159,2

15,5

25,6

24,2

5907,0

14,3

21,1

23,1

7485,0

19,2

25,4

26,4

Средства, привлеченные от предприятий и организаций, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к пассивам банковского сектора

 

7053,1

21,2

35,0

 

8774,6

21,2

31,3

 

9557,2

24,5

32,5

Кредиты, предоставленные нефинансовым организациям и физическим лицам, млрд. руб.

в % к ВВП

в % к активам банковского сектора

 

12287,1

36,9

61,1

 

16526,9

39,9

59,0

 

16115,5

41,3

54,8

Небанковские финансовые институты

Страховые премии страховых организаций, млрд. руб.

в % к ВВП

Доля добровольного страхования, иного, чем страхование жизни, в ВВП, %

Страховые выплаты, млрд. руб.

в % к ВВП

776,0

2,4

 

1,2

481,9

1,5

946,2

2,3

 

1,1

622,7

1,5

977,9

2,5

 

0,3

734,6

1,9

Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов (без учета фондов для квалифицированных инвесторов), млрд. руб.

в % к ВВП

 

 

488,5

1,5

 

 

312,2

0,8

 

 

367,7

0,9

Пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов, млрд. руб.

в % к ВВП

 

472,9

1,4

 

462,9

1,1

 

564,4

1,4

 

Привлеченные у населения средства в ряде случаев направлялись не на кредитование реального сектора, а на покрытие обязательств банков, в частности, по ранее размещенным облигациям, а также приобретение  корпоративных облигаций, векселей, ОФЗ и ОБР.

Отношение совокупного объема выданных кредитов к ВВП выросло с 36,9% на 1.01.2008 г. до 41,3% на 1.01.2010 г., в то же время их доля в совокупных активах банковского сектора сократилась на 6,3 п.п. и составила 54,8%. Доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных банками нефинансовым организациям, увеличилась в 2,9 раза (до 6,0%), по кредитам населению  — в 2,6 раза (до 6,8%).

Основным фактором снижения объемов кредитования в 2009 г. выступило ужесточение требований к финансовому положению заемщиков и качеству обеспечения по кредитам[6]. На 1.08.2010 г. доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, предоставленных банками нефинансовым организациям, составила 6,1%, по кредитам физическим лицам —  7,5%. Постепенно стали увеличиваться объемы кредитования: за первое полугодие 2010 г. прирост кредитов нефинансовым организациям и населению составил 4,4 п.п.

Восстановление страхового сектора, являющегося традиционно более консервативным и зависящим от ситуации в реальном секторе и на финансовых рынках, носило более затяжной характер. Анализ динамики доли страхования в ВВП свидетельствует о снижении этого показателя за 2008 г. и некотором росте к 2010 г., достигнутом преимущественно за счет снижения номинальной величины ВВП. В исследуемый период существенно уменьшилась доля премий по добровольному страхованию, иному, чем страхование жизни, рост доли совокупных страховых взносов в ВВП в 2009 г. произошел за счет обязательного страхования. Поскольку объем страховых взносов рос более медленными темпами, чем объем страховых выплат, коэффициент страховых выплат возрос до 75,1% на 1.01.2010, что явилось худшим показателем за последний период. В первом полугодии 2010 г. объем страховых взносов составил 521,5 млрд. руб., выплат – 368,0 млрд. руб., коэффициент страховых выплат снизился до 70,6%.

Основными видами активов страховых организаций оставались долговые ценные бумаги, предоставленные займы, банковские вклады (депозиты), а также денежные средства. Наиболее значимыми изменениями в инвестиционной деятельности страховых организаций по итогам последнего периода явились повышение интереса страховщиков к вложениям в акции и снижение доли инвестиций в векселя банков. Если первая тенденция обусловлена посткризисной динамикой рынка акций, то вторая, в существенной мере, — пересмотром Федеральной службой страхового надзора требований к составу и структуре активов, направленном на повышение финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков.

Следует отметить, что, если банковский сектор в рамках антикризисной программы получил существенную государственную поддержку (в частности, в виде субординированных займов), позволившую не допустить потери устойчивости системообразующих банков, то в отношении страховых организаций подобные меры не были применены. Обобщение уроков кризиса и задачи совершенствования управления рисками обусловили внесение ряда изменений в законодательную базу. Так, поправки в Закон «Об организации страхового дела» включают введение института субординированных займов для страховых компаний, а также определение процедуры передачи страхового портфеля при замене страховщика в договоре страхования, возможность мониторинга финансового состояния страховых организаций на основе систематизированного перечня показателей, совершенствование организации внутреннего контроля и аудита, уточнение норм ведения финансовой отчетности и др.[7].

Создание компенсационных механизмов для физических лиц на финансовом рынке по аналогии с механизмом страхования банковских вкладов, который доказал свою эффективность в кризисных условиях, является важным и для развития отрасли коллективных инвестиций.

Российские паевые инвестиционные фонды, занявшие в предкризисный период существенное место в структуре институциональных инвесторов, оказались наиболее уязвимыми к шокам на фондовом рынке. Падение котировок российских ценных бумаг в конце 2008 г. и начале 2009 г. привело к масштабному оттоку средств вкладчиков из ПИФов, переводу их в менее рискованные инструменты и резкому уменьшению стоимости чистых активов. В 2008 г. суммарная стоимость чистых активов ПИФов впервые за последние годы сократилась на 6,6 п.п., чистый приток средств пайщиков сократился по сравнению с 2007 г. в 7,4 раза и был обеспечен в основном ПИФами недвижимости.

Изменение ситуации на фондовом рынке во второй половине 2009 г. позволило большинству паевых инвестиционных фондов обеспечить положительную доходность, при этом максимальную доходность продемонстрировали ПИФы, специализирующиеся на операциях с акциями. Суммарная стоимость чистых активов ПИФов за 2009 год увеличилась на 22,0 п.п., совокупный чистый приток средств пайщиков в ПИФы составил 18,1 млрд. руб.[8] В первом полугодии 2010 г. совокупная стоимость чистых активов возросла до 374,3 млрд. руб. за счет роста вложений в закрытые ПИФы, из открытых фондов пайщики вывели 1,6 млрд. руб, интервальных – 0,4 млрд. руб. С учетом падения индекса ММВБ почти на 4,5 п.п. положительную доходность продемонстрировали далеко не все ПИФы[9].

Кризисные явления в экономике серьезно подорвали доверие пайщиков к инвестированию средств в паевые фонды. Дальнейшее развитие этих институтов в существенной степени связано с восстановлением российского фондового рынка и мерами регулятора по снижению (ограничению) рисков. Следует отметить, что в развитие закона об инвестиционных фондах ФСФР разработала и приняла нормативные акты, ориентированные на существенное расширение количества категорий ПИФов, детализацию требований к квалифицированным инвесторам, усовершенствование процедуры лицензирования субъектов отрасли коллективных инвестиций и требований к их деятельности.

Развитие негосударственных пенсионных фондов в исследуемый период  характеризуется неоднозначной динамикой пенсионных резервов – важнейшего индикатора их деятельности, отражающего не только обязательства фондов перед участниками, но и степень их надежности. В 2008 г. объем пенсионных резервов впервые за последние десять лет снизился на 9 млрд. руб., или на 2,1 п.п., что связано с отрицательной доходностью, полученной НПФ от размещения резервов. Однако в 2009 г. НПФ не только восстановили, но и увеличили объем пенсионных резервов — до 564,4 млрд. руб., или на 21,9 п.п.  В определенной мере этому способствовало принятие в 2008 г. изменений в постановление Правительства РФ от 1.02.2007 г. № 63, утверждающее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Указанные изменения связаны, во-первых, с расширением перечня инструментов и предельных вложений в отдельные активы, во-вторых, с увеличением доли активов, эмитентами которых выступают вкладчики фонда; в третьих, отменой существующих ограничений для самостоятельного (без использования услуг управляющей компании) размещения в отношении вложений пенсионных резервов в депозиты, государственные и муниципальные облигации, паи ПИФов. Таким образом, у НПФ возникли новые инвестиционные возможности, позволяющие оперативно корректировать стратегию инвестирования, повысить результаты и надежность вложений.

Наметившееся восстановление российских финансовых институтов происходит в условиях их перехода к более взвешенной финансовой политике и активных действий регуляторов финансовых рынков по регулированию рисков.  Вектор их посткризисного развития связан с дальнейшим совершенствованием  системы управления рисками в условиях динамичных изменений финансовой среды на микро- и макроуровнях, организацией взаимодействия между различными финансовыми регуляторами, созданием системы комплексного мониторинга всех сегментов финансового рынка, позволяющей получать взаимоувязанную информацию по возникновению факторов риска в этих сегментах, выявлять потенциальные проблемные признаки и принимать обоснованные управленческие воздействия.

 

Список литературы

 

 

Егоров А.В., Кармазина А.С., Чекмарева Е.Н. Анализ и мониторинг условий банковского кредитования. – Деньги и кредит. – 2010. -№10.

Все о паевых инвестиционных фондах и управляющих компаниях. — http://pif.invеstfunds.ru/аnаlitics/stаtistic.

Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам. —  http://www.fсsm.ru.

Официальный сайт Федеральной службы страхового надзора РФ. — http:/ / www.fssn.ru.

Официальный сайт Центрального банка РФ. — http://wwwbr.ru.

Саватюгин А.Л. Новое в регулировании деятельности страховщиков Финансы. – 2010. — №8. –  С.8-9.

Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010-2015 гг.) Аналитический доклад. Коллектив авторов под руководством проф., д.э.н. Миркина Я.М. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации». – М., 2010. — http://www.mirkin.ru/_dоcs/аnаlyt_dоclаd2010-2015.pdf.

Центральный банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. Официальный сайт Центрального банка РФ. — http://www.сbr.ru.

 

[1] Источник: Официальный сайт Центрального банка РФ. — http://wwwbr.ru; официальный сайт Федеральной службы страхового надзора РФ. — http:// www. fssn.ru.

[2] Среднесрочный прогноз развития финансовой системы России (2010-2015 гг.) Аналитический доклад. Коллектив авторов под руководством проф., д.э.н. Миркина Я.М. ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации». – М., 2010. — http://www.мirkin.ru/_docs/аnаlyt_dоclad2010-2015.pdf. 

[3] Центральный банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. Официальный сайт Центрального банка РФ. — http://www.cbr.ru.

[4] Рассчитано по данным официальных сайтов Центрального банка РФ. — http://www.cbr.ru, Федеральной службы страхового надзора РФ. – http://www.fssn.ru; Федеральной службы по финансовым рынкам. —  http://www.fcsm.ru; Все о паевых инвестиционных фондах и управляющих компаниях. — http://pif.investfunds.ru/analitics/statistic.

[5] По данным официальных сайтов Центрального банка РФ. — http://www.cbr.ru, Федеральной службы страхового надзора РФ. – http://www.fssn.ru; Федеральной службы по финансовым рынкам. —  http://www.fcsm.ru; Все о паевых инвестиционных фондах и управляющих компаниях. — http://pif.investfunds.ru/analitics/statistic.

[6] Егоров А.В., Кармазина А.С., Чекмарева Е.Н. Анализ и мониторинг условий банковского кредитования. – Деньги и кредит. – 2010. -№10. – С.19.

[7] Саватюгин А.Л. Новое в регулировании деятельности страховщиков Финансы. – 2010. — №8. –  С.8-9.

[8] Центральный банк Российской Федерации. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2009 г. Официальный сайт Центрального банка РФ. — http://www.cbr.ru.

[9] Все о паевых инвестиционных фондах и управляющих компаниях. — http://pif.investfunds.ru/аnаlitics/stаtistic.