Что такое it-консалтинг? В чем он заключается? Насколько востребована данная услуга?

 

Не секрет, что it-система компании является своеобразным фундаментом, на котором возводится здание — бизнес компании. И чем этот фундамент надежнее и развитие, тем бизнес прочнее и эффективнее. it-консалтинг позволяет профессиональным взглядом взглянуть на it-систему компании и понять, насколько она оптимальна, соответствует ли уровню развития бизнеса и его интересам, отвечает ли потребностям сотрудников и требованиям безопасности. It-консалтинг позволяет понять конкретные проблемы компании и найти их it-решения с учетом развития бизнеса в определенной перспективе, то есть определить it-продукты и их конфигурацию, которые необходимо реализовать в компании.

Данная услуга сегодня востребована, но редко как самостоятельная, чаще как часть it-проекта, второй составляющей которого будет уже внедрение it-продуктов. То есть без элемента консалтинга в it-проекте не обойтись. Но пока он воспринимается как бонус к it-продукту. Конечно же, it-проекты бывают разные и это не относится к крупным и дорогостоящим процессам, например, по внедрению бизнес-приложений, где привлекаются специализированные консультанты.

 

В каких случаях компании прибегают к it-консалтингу?

 

К it-консалтингу компании прибегают в тех случаях, когда у собственных специалистов нет компетенции в каком-либо информационном направлении. Да она им, собственно, и не нужна в повседневной деятельности, а в ключевые моменты, которые случаются не часто, всегда можно обратиться к профессионалам. Время натурального хозяйства прошло.

Каковы основные этапы анализа бизнес-процессов компании и ее it-системы? Какие результаты может принести данный анализ? Какие рекомендации, к примеру, могут быть выработаны?

 

Проект it-консалтинга начинается с анализа сложившихся бизнес-процессов компании и существующей it-инфраструктуры. Изучается деятельность компании, её бизнес-процессы, определяются долгосрочные и краткосрочные цели развития бизнеса, ищутся новые возможности для снижения издержек (финансовых, временных, трудовых и др.) и роста прибыли. Далее проводится инвентаризация всего используемого программного и аппаратного обеспечения в компании и определение существующих it—проблем. Результатом анализа да и всего проекта it-консалтинга является информационно-технологическая стратегия развития компании, разработанная исходя из определенных на этапе бизнес-анализа задач компании, и конкретный план по внедрению и использованию информационных технологий.

В качестве примера приведу проект модернизации it-инфраструктуры. Одна из наших компаний-клиентов вышла на IPO. Это событие стало началом активного роста компании. It-инфраструктура не только не поддержала рост бизнеса, но и всячески ему препятствовала. Были определены следующие бизнес-проблемы, решение которых находилось «в руках» информационных технологий:

1) Ненадежность. Не было 100% гарантии сохранности информации, была угроза перерывов в работе сотрудников из-за сбоев в работе it-сервисов.

2) Немобильность. Это, как известно, важнейшее требование современной жизни и, прежде всего, современного бизнеса. Мобильность дает возможность выполнения работы в любом месте и в любое время. Для нашего клиента мобильность вдвойне актуальна, так как сотрудники компании рассредоточены по всему миру, достаточно часто выезжают за границу, но на тот момент с устаревшей it-инфраструктурой мобильность была практически нереальна.

3) Невозможность оптимизации бизнес-процессов, так как it-инфраструктура не позволяла использовать какие-либо портальные решения для взаимодействия и внедрять новые бизнес-приложения.

Конкретными it-причинами вышеперечисленных проблем в компании являлось устаревшее аппаратное и программное обеспечение.

Выход из сложившейся ситуации был определен в создании новой серверной и сетевой инфраструктуры.

Главной целью проекта модернизации it-инфраструктуры стало создание it-платформы, которая не только соответствует уровню бизнеса компании, но и готова способствовать его развiитию в ближайшие годы. Были определены и задачи, посредством которых данная цель должна быть достигнута: во-первых, повышение защищенности информации и надежности работы it-сервисов, во-вторых, предоставление сотрудникам новых информационно-технологических возможностей.

Венцом консалтинговой части данного проекта стало решение по созданию новой информационной системы компании, которое затем было реализовано и решило все задачи, которые перед ним ставились.

 

Что такое it-аутсорсинг и насколько востребован он сегодня?

 

It-аутсорсинг — это передача it-функций компании внешней организации или передача it-инфраструктуры компании в управление внешней организации. It-аутсорсинг сегодня достаточно востребован, прежде всего, компаниями сектора SMB. И востребованность данной услуги будет только расти в связи с повышением уровня использования компаниями информационных технологий.

 

В каких случаях компании прибегают к передаче it-системы на аутсорсинг? Когда это целесообразно?

К передачи it-функций на аутсорсинг, как правило, прибегают компании, в которых несколько десятков ПК, а сложность используемых it-решений достаточно высокая.

На аутсорсинг может быть отдана отдельная it-функция. Например, если в компании присутствует специализированное программное обеспечение, как правило, внедренное с целью автоматизации бизнеса, содержание своих специалистов для поддержки данного ПО является весьма дорогостоящим удовольствием. Поэтому такие фирмы зачастую прибегают к услугам системных интеграторов и отдают на аутсорсинг поддержку системы.

На аутсорсинг может быть передана и вся it-инфраструктура. Небольшой компании в несколько раз дешевле обойдутся услуги it-аутсорсера нежели собственного высококвалифицированного специалиста. Когда же число ПК значительно, тут уже имеет смысл заводить собственную it-службу.

 

В чем заключается работа вас как поставщика аутсорсинговых услуг?

 

В основном наши аутсорсинговые проекты — это управление it-инфраструктурой клиента: не только поддержка, но и развитие, то есть в круг наших обязанностей входит и it-консалтинг. Наши специалисты обеспечивают высокий уровень информационно-технологической безопасности компании-клиента, бесперебойную работу it-сервисов, предоставляют расширенные it-возможности для пользователей, необходимые бизнесу, повышают управляемость рабочими процессами и персоналом, заботятся о лицензионной чистоте компании и оптимизаций её it-инвестиций.

 

Какие преимущества дает it-аутсорсинг компании?

 

1. It-инфраструктура работает, без сбоев и проблем, связанных с безопасностью. Дело в том, что над ней трудится не отдельный it-специалист и даже не два специалиста, а коллективный ум специализированной компании, который аккумулирует в себе знания и опыт различных направлений it-сферы. Для клиента точка входа — руководитель проекта, который уже под решение определенной задачи будет привлекать необходимые в данном случае интеллектуальные ресурсы it-компании.

Для клиента это означает, что it-система компании будет работать бесперебойно, возможные критические моменты будут сведены к минимуму. А если все-таки случится, например, ненастная погода, хакерская атака, вирусная эпидемия, сбой в работе оборудования и программного обеспечения, то не обнаружится нехватка it-персонала или недостаток уровня собственной it-экспертизы — все вопросы будут решены оперативно и доставят минимально возможные затруднения бизнесу.

2. It-инфраструктура всегда под контролем, несмотря на отпуска и больничные, которые специалисты аутсорсинговой компании, что скрывать, также используют, но в разное время, несмотря на изменения погоды и перепады давления… В специализированной компании всегда найдется специалист, который сможет оперативно разрешить срочный вопрос.

Кроме того, на предупреждение всевозможных сюрпризов направлен регулярный мониторинг it-инфраструктуры.

3. Выгоднее, чем свой it-специалист или it-служба. Во-первых, it-специалиста в качестве сотрудника найти сложно: на it-рынке заправляют дефицит кадров и высокая стоимость.

Во-вторых, услуги аутсоссера дешевле, так как помимо фиксируемый абонентской платы, еще 40% от неё компании никому платить не нужно, не нужно оплачивать отпуска и больничные, мобильный и фитнес…

В-третьих, it-аутсорсинг оптимальнее, так как в идеале настроенная it-система компании требует лишь периодического обслуживания, соответственно, постоянное содержание штатных it-специалистов высокой квалификации при их слабой загрузке — неоправданные расходы. Дорого обходится компании «ползающий под столами» во многих it-направлениях сертифицированный сотрудник. Переход на it-аутсорсинг позволяет оптимизировать затраты на it-специалистов, в том числе, расходы на экспертов в «узких» областях. Специализированная компании предлагает в каждый момент времени только того специалиста, который действительно нужен в этот момент it-инфраструктуре клиента.

 

Есть ли у it-аутсорсинга минусы?

 

Единственный минус, который характерен для каждой ситуации it-аутсорсинга — это то, что приходится доверять «тайны» компании внешней организации.

Еще одним минусом, но с большой натяжкой, можно назвать меньшую оперативность. С натяжкой, так как большинство вопросов можно решить удаленно. Тем не менее, для каких-то ситуаций необходимо срочное присутствие специалиста. Надо заметить, что у нас в практике, например, такие случаи единичны. Если все настроено хорошо, то возможность сбоя в системе минимальна.

Остальные минусы — это не минусы аутсорсинга, а неправильно выбранная компанией модель реализации it-функций.