Наиболее сложным моментом организации развития предприятий является инвестиционный процесс. Эффективное управление инвестициями той или иной группы предприятий определяет масштабы, сферы, характер  их деятельности,  роль и влияние в экономике.  Следовательно, эффективно управлять процессом формирования тех или иных бизнес-структур, процессом формирования соотношения между крупным, средним и малым бизнесом можно только на основе управления инвестициями. Таким образом возникает необходимость разработки инвестиционной политики.

 

Поскольку предприятия в условиях рынка сами принимают решения о финансировании инвестиций, то эффективно влиять на процесс их развития извне можно, в первую очередь, путем создания предпосылок для преодоления внутренних противоречий и ограничений, а, во-вторых, путем содействия формированию такой внешней среды предприятий, которая способствует снятию вышеназванных ограничений и расширению возможностей для развития. Воздействие такого рода можно назвать внутренним стимулированием инвестиций. В этой связи прямая финансовая поддержка инвестиций предприятий государством должна выступать как надстройка над экономической политикой, направленной на внутреннее стимулирование инвестиций. Прямое, или иначе, внешнее стимулирование инвестиций предприятий оправдано лишь в той мере, в какой оно призвано компенсировать незавершенность, незрелость внутреннего саморазвития предприятий, выражающуюся в неспособности эффективно решать проблемы текущего функционирования. 

 

Традиционно считается, что ключевым препятствием росту инвестиций в России являются институциональные барьеры[1]. Это проявляется как в негативном влиянии одних институтов, в том числе неформальных (например, коррупции), так и в слабом развитии или полном отсутствии других. На наш взгляд, одной из основных проблем такого рода является то, что отечественная инвестиционная инфраструктура до сих пор находится на стадии становления.

 

Для придания инвестиционным процессам малого предпринимательства большего динамизма и гибкости необходимо создание и развитие инфраструктуры, ориен­тированной на его потребности. Она должна включать систему специализированных организаций, оказывающих содействие реали­зации государственной политики в сфере малого предпринима­тельства и действующих при государственном участии либо по инициативе самих предпринимательских кругов (кредитные, стра­ховые учреждения, учебные, консультационные, информационные, обслуживающие структуры, бизнес-инкубаторы, технологические парки и т.д.).

 

Ассоциации (общественные объединения) предприятий малого бизнеса представляют собой совокупность юридически независимых малых фирм. Эти ассоциации обычно принимают активное участие в выработке и реализации государственных программ поддержки малого бизнеса. В то же время они и самостоятельно выполняют функции институтов инфраструктуры малого предпринимательства: оказывают содействие в поиске бизнес-идей и бизнес-проектов, предоставляют различные виды консультационных услуг, обучение кадров, информационное содействие, содействие кооперации малых предприятий как между собой, так и со средними и крупными предприятиями, в том числе зарубежными[2]. Возможна ситуация, когда объединение предпринимателей устанавливает тесную связь с определённым банком, который осуществляет приоритетное и льготное кредитование фирм – членов ассоциации. Органы власти оказывают поддержку малому бизнесу, направляя средства для кредитования через выбранный банк.

Общественные объединения предпринимателей малых предприятий – неотъемлемый элемент цивилизованной системы рыночного хозяйства. В общей структуре рыночных связей и противовесов объединения предпринимателей твёрдо заняли свою нишу, обеспечивающую выработку совместных интересов, консолидацию сил и защиту прав малого предпринимательства.

 

Объединения малых предпринимателей активнее, чем кто-либо другой выявляют наиболее актуальные для этой сферы проблемы и предлагают наиболее эффективные способы их решения. Предлагаемые ими меры поддержки на порядок превосходят предложения государственных органов власти[3]. Но что ещё более важно, организации малых предпринимателей – это институт коллективной защиты интересов малого бизнеса в органах государственной власти. Организации малых предпринимателей самостоятельно, на собственные средства выполняют функции инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: осуществляют правовое и техническое консультирование, содействие в поиске бизнес-идей и проектов, обучение кадров, информационное содействие и т.д. В таблице 1 мы можем видеть некоторые направления работы американских объединений предпринимателей.

 

Таблица 1. Направления работы объединений предпринимателей в США[4].

 

 

Вид деятельности % от общего числаобъединений
Выпуск периодических изданий 95%
Разработка собственных образовательных программ 95%
Проведение исследований и сбор статистических данных 71%
Выпуск книг 39%

 

 

В настоящее время общепризнано значение объединений малых предприятий, как организаций, способных внести значительный вклад в поддержку малого предпринимательства и защиту его интересов. К примеру, в Японии, поддержка кооперативов является приоритетным направлением государственной политики в отношении малого предпринимательства, в результате чего кооперирование охватило большую часть некрупных предприятий. Формы такого кооперирования достаточно многообразны: от совместного оборудования автомобильных стоянок до освоения новых технологий, отстаивания собственных интересов перед органами власти и взаимной помощи по предотвращению банкротств.

 

Существует три основных типа таких ассоциаций:

 

— континентальная (европейская) модель, в которой прием в ассоциацию часто обусловлен наличием у потенциального члена ассоциации соответствующего диплома об академическом образовании, а процесс приема сильно формализован;

— американская модель, ориентированная на поддержку активности членов ассоциации, отличающаяся более «открытым» стилем руководства и более гибким реагированием на кризисные ситуации и на предоставляющиеся возможности, а также более прагматичным подходом к решению возникающих проблем;

— азиатская модель, отличающаяся более жесткой иерархией управления и отсутствием ротации должностных лиц (в противоположность американской модели)[5].

 

В настоящее время в Росси около 2000 объединений предпринимателей, охватывающих, в том числе, и представителей малого бизнеса[6], но степень самоорганизованности малых и средних предприятий в настоящее время недостаточна, в результате чего объединения МП не стали пока силой, с которой органы государственной власти вынуждены считаться.  Кроме того, не существует достаточно отработанного механизма, который позволил бы таким объединениям воздействовать на разработку государственной политики в области малого предпринимательства. В целом, можно утверждать, что объединения предпринимателей не получили в настоящее в России должного распространения (см. таблицу 2).

 

 

Таблица 2. Общественные объединения предпринимателей в России и США [7]

 

 

Страна Численность общественных объединений предпринимателей
единиц на 1000 МП на 100 000 жителей
США 147 000 7,62 48,68
Россия 2 000 1,76 1,41

 

 

В России сейчас, на наш взгляд, существует два основных типа ассоциаций малого бизнеса. Организации первого типа создаются по отраслевому признаку, организации второго типа предназначены для поддержки малых предприятий независимо от их отраслевой принадлежности (в последнее время, в связи с принятием закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», всё чаще ассоциации объединяют как малые, так и средние предприятия). Отраслевые организации также могут объединять предприятия разного масштаба, но в ряде случаев малые предприятия занимают там значительную долю, и, по сути, эти объединения также предназначены в первую очередь для малых предприятий. К примеру, АссоНефть – некоммерческая ассоциация, объединяющая на добровольной основе независимые средние и малые нефтегазодобывающие организации, бесспорно является организацией, действующей в первую очередь, в интересах малых предприятий. В то же время Союз парикмахеров и косметологов России, формально объединяя предприятия независимо от их размера, фактически представляет интересы субъектов малого предпринимательства просто в силу специфики организационных особенностей предприятий данной отрасли.

 

Таким образом, мы видим, что для ассоциаций поддержки малого предпринимательства, созданных по отраслевому признаку, характерны следующие общие черты. Во-первых, стремление к поддержке предприятий не только путём обеспечения общих условий их деятельности (защита коллективных интересов, противодействие монополиям, сотрудничество с органами власти, информационная поддержка и т.д.), но и путём решения некоторых задач, возникающих в ходе текущей деятельности. Отметим, что уровень, объём и условия, на которых ассоциации решают данные проблемы не всегда соответствуют потребностям малых предприятий, а набор предоставляемых услуг сильно варьируется: от оказания производственных услуг на коммерческой основе, до продвижения продукции предприятий-членов ассоциации на рынок и формирования команд для участия в международных соревнованиях по соответствующему виду профессиональной деятельности.

 

Вступление в такие ассоциации зачастую требует предоставления большого числа разнообразных документов и согласия общего собрания членов, либо специальной комиссии по членству. Кроме того, в ряде случаев вступление в ассоциацию может быть затруднено, так как требует выполнения довольно жёстких условий: наличие минимально необходимого срока существования, рекомендация членов ассоциации, наличие призов в профессиональных конкурсах и проч.

Организационная структура подобных ассоциаций достаточно проста и строится в основном по функциональному принципу. Сеть региональных представительств таких организаций обычно не слишком развита, что в некоторой степени объясняется жёсткими условиями вступления.

 

Таким образом, мы видим, что ассоциации малых предприятий, созданные по отраслевому признаку, оказывают свои членам относительно широкий набор услуг, но в то же время участие в таких ассоциациях не всегда доступно для малых предприятий.

 

Организации второго типа ориентированы на оказание содействия малым предприятиям независимо от их отраслевой принадлежности. Наиболее известной из таких ассоциаций является Общероссийская общественная организация «Опора России», созданная с целью поддержки и отстаивания интересов малого и среднего бизнеса. Для данного типа организаций, также, как и для предыдущего, характерно сдвижение фокуса поддержки с непосредственно малых предприятий на малые и средние предприятия, что, как и в первом случае, вызвано изменениями в законодательстве.

Как мы видим, для организаций, ориентированных на поддержку малого предпринимательства в целом, характерна более сложная и разветвлённая структура. Для таких ассоциаций свойственна дивизионная организационная структура в сочетании с более развитой сетью региональных представительств.

 

В своей деятельности такие ассоциации в большей степени ориентированы на поддержку деловой активности в целом, взаимодействие с властными структурами при принятии ими решений, затрагивающих интересы малого предпринимательства, защиту прав предпринимателей, международное сотрудничество. Порядок вступления в такие ассоциации достаточно прост, в ряде случаев он носит заявительный характер.

 

Сравнительную характеристику двух видов ассоциаций малых предприятий мы можем видеть в таблице 10.

 

Таблица 10. Сравнительная характеристика ассоциаций малых предприятий

 

Признак Ассоциации малого бизнеса,создаваемые по отраслевомупризнаку Ассоциации поддержки малых предприятий
Структураорганизации — строится по функциональному признаку— неразвитая сеть региональных подразделений — строится по дивизионному признаку— разветвлённая сеть региональных подразделений
Основныенаправления работы — услуги по решению проблем, возникающих в ходе текущей деятельности предприятий,— защита коллективных интересов, — противодействие монополиям,   информационная поддержка,— сотрудничество с органами власти и т.д. — поддержка деловой активности, — взаимодействие с властными структурами,— защиту прав предпринимателей,— международное сотрудничество и т.д.
Вступлениев ассоциацию — затруднено, требует выполнения ряда условий. — относительно простой порядок вступления, часто заявительный

  Таким образом, мы видим, что отраслевые ассоциации тяготеют к континентальной модели, тогда как для ассоциаций поддержки малых предприятий более характерной является американская модель работы. На наш взгляд, такое существенное различие между двумя видами ассоциаций малых предприятий объясняется рядом факторов. В первую очередь это связано с тем, что для отраслевых ассоциаций, практикующих оказание организационной и экономической помощи, пусть даже и в ограниченных объёмах, большее значение имеет надёжность каждого из членов ассоциации.

 

Именно этим и объясняется наличие достаточно высоких требований к вновь принятым членам. Но такое положение дел не только тормозит развитие самих ассоциаций (как мы видим, глядя на структуру каждой из них, это организации относительно небольшого масштаба, с небольшим числом региональных подразделений). Проблема заключается ещё и в том, что такой подход затрудняет вступление в ассоциацию начинающих малых предприятий, таким образом они (предприятия) оказываются неспособны получить ту поддержку в которой они особенно нуждаются на ранних этапах своего развития.

 

В то же время, ассоциации второго типа, услуги которых оказываются относительно доступны малым предприятиям на начальной стадии их деятельности, ориентированы в лучшем случае на консультационную поддержку, чем на решение конкретных проблем, возникающих в ходе текущей работы малого предпринимательства.

 

Таким образом, мы видим, что существующая система ассоциаций малых предприятий не удовлетворяет имеющиеся потребности малого бизнеса и требует проведения мероприятий по дальнейшему совершенствованию. Необходимо создание таких организаций малых предприятий, которые бы сочетали в себе простоту участия, характерную для организаций поддержки малого предпринимательства и широкий спектр оказываемых услуг, характерный для организаций, созданных по отраслевому признаку.

 

Объединения малых предприятий необходимы лишь постольку, поскольку они способствуют преодолению внутренних противоречий,  недостатков малых предприятий и способствуют усилению их организационных возможностей и активизации инвестиционных процессов. Существование ассоциаций малых предприятий оправдано только в том случае, если они централизовано решают те проблемы, с которыми отдельные малые предприятия справляются менее эффективно. Это и должно быть главной целью функционирования таких ассоциаций.

 

Если объединения малых предприятий создаются для решения текущих вопросов, то после того, как проблема будет снята, отпадёт и необходимость в самой организации. Поэтому структура ассоциации должна быть достаточно гибкой для того, чтобы мобильно реагировать на изменение условий деятельности малых предприятий. Возникает необходимость методической поддержки объединений субъектов малого предпринимательства, особенно в части разработки типовых моделей ассоциаций, способных выполнять вышеназванные функции. Один из возможных вариантов организации такого общественного объединения представлен на рисунке 1.

 

Высшим законодательным органом такого объединения является общее собрание членов. Высший руководящий орган – совет объединения, возглавляемый президентом. Совет выполняет функции взаимодействия с государственными властными структурами и координации осуществляемых объединением проектов. Также совет разрабатывает стратегию развития на среднесрочную перспективу (например, на три года), в которой указываются первоочередные задачи, стоящие перед ассоциацией. Стратегия утверждается на общем собрании членов, после чего определяется структура ассоциации и величина членских взносов.

 

 

 

 

Рисунок 1. Рекомендуемая структура объединения малых предприятий  Также в рамках объединения малых предпринимателей предлагается создание трёх видов структур низшего уровня:

— региональные представительства;

— отраслевые объединения;

— комитеты и комиссии по отдельным вопросам, создаваемые в соответствии со стратегией развития ассоциации.

 

Региональные представительства представляют собой базовый, первичный уровень объединения, они выполняют следующие функции:

  по защита прав и интересов малых предприятий на региональном уровне;

— оказание помощи при поиске партнёров: поставщиков, подрядчиков, покупателей, а также организаций инфраструктуры (технопарков, бизнес-инкубаторов, венчурных фондов и проч.);

— помощь в реализации совместных проектов в части создания объектов местной инфраструктуры (дорог, элементов водо-, газо-, энергоснабжения и т.д.).

 

На данном уровне также возможна разработка региональных программ развития, которые, оставаясь в рамках общей стратегии ассоциации, в то же время были бы направлены на решение проблем наиболее актуальных для конкретного региона.

 

Отраслевые ассоциации предназначены для обобщения опыта и оказания методической поддержки малым предприятиям, работающим в одной отрасли. К функциям, выполняемым данными подразделениями, мы отнесём:

— содействие развитию рынков соответствующих товаров (работ, услуг);

— информационная поддержка и обмен опытом (повышение квалификации кадров, издание профессиональной литературы, распространение передового опыта, выявление и проч.);

— помощь в продвижении продукции на рынке;

— организация выставок, фестивалей, ярмарок и конкурсов;

 

Комитеты и комиссии призваны решать наиболее острые проблемы, стоящие перед малыми предприятиями, независимо от их местонахождения и отрасли, в которой они работают. Формирование таких комитетов происходит в соответствии с принятой стратегией развития ассоциации малых предприятий. Задачи, решаемые данными комитетами могут быть весьма разнообразны:

— развитие кооперативных связей;

— усиление позиций малого предпринимательства в противостоянии монополиям;

— проведение маркетинговых исследований;

— научное и технологическое консультирование;

— правовая защита интересов малых предприятий;

— международное сотрудничество и т.д.

 

Одним из наиболее важных направлений работы ассоциаций малого бизнеса является поддержка его инвестиционных процессов.

 

Единство собственника, предпринимателя и менеджера в рамках малого предприятия создаёт условия наиболее подходящие для создания инноваций и получении выгоды от них. Противостояние крупным предприятиям заставляет малый бизнес максимально развивать и использовать свои преимущества. Объединения предпринимателей должны способствовать развитию такому развитию и поддерживать стремление малых предприятий к осуществлению инноваций.

 

Ассоциации предприятий способны воздействовать на формирование среды, в которой будут инновации малых предприятий будут востребованы. С одной стороны, ассоциации обеспечивают доступ у информации: облегчают поиск необходимых данных, научной информации, сведений о современных технологиях, методах внедрения и т.д. С другой стороны, в рамках самих объединений могут создаваться структуры для внедрения инноваций. Также возможно создание системы продажи патентов, если в рамках ассоциации не могут быть достигнуты достаточные объёмы производства.

Технические идеи конкретного малого предприятия не всегда осуществимы, так как нет соответствующего объёма финансирования, эффективного управления рисками, и невозможно реализовать выгоду такого проекта, так как малый бизнес маломощен и не может обеспечить соответствующих объёмов производства. Решение данных проблем возможно, в рамках объединения предпринимателей. Функции усиления инновационных возможностей малых предприятий могут быть реализованы путём создания специальных структур: венчурных фондов, структур, управляющих процессом разработки инноваций, предоставляющих помощь при внедрении и т.д. Финансирование инновационных разработок и их дальнейшее использование может принести выгоды для всей ассоциации в целом.

 

Для создания благоприятных условий развития малого бизнеса и увеличения масштабов его инвестиционной активности необходима централизация на более высоком уровне управления ряда важных производственно-хозяйственных функций, что также может быть достигнуто путём развития ассоциаций малых предприятий.

 

Аутсорсинг является необходимым условием профессионального выполнения ряда функций на малых предприятиях: бухгалтерского учёта и управления финансами, технического надзора и управления качеством, маркетинга и исследования рынка и т.д. Для конкретного малого предприятия использование услуг сторонних специалистов связано с дополнительными затратами, как на поиск специалиста, так и на оплату его работы. Посредничество ассоциаций малого бизнеса позволило бы не только снизить расходы на поиск специалистов, имеющих необходимую квалификацию, но и привлечь профессионалов более высокого уровня. Также необходимо отметить, что постоянное сотрудничество обычно обходится дешевле, чем единовременное привлечение специалиста. Кроме того, сотрудничество на постоянной основе с ассоциациями малых предприятий позволяет специалисту получить опыт и дополнительную квалификацию именно в области работы с малыми предприятиями. Таким образом, при прочих равных условиях, посредничество ассоциаций в привлечении специалистов и централизация вышеназванных функций позволяет малым предприятиям получить услуги более высокого качества при меньших затратах.

 

В качестве примера мы можем рассмотреть функцию управления временно свободными денежными средствами. В рамках конкретного малого предприятия обычно сложно эффективно организовать подобное управление. Во-первых, в силу того, что руководитель предприятия обычно не обладает достаточной квалификацией в области финансового менеджмента, во-вторых, потому, что сумма свободных средств в рамках одного предприятия может быть недостаточной для осуществления некоторых видов вложений. Посредничество ассоциаций позволит не только привлечь квалифицированного специалиста, но и аккумулировать свободные средства всех членов ассоциации, в результате чего полученные достаточно большие суммы можно будет вложить наиболее эффективно. Кроме того, такое управление может сформировать немалые дополнительные финансовые ресурсы для кредитования малого бизнеса на взаимной основе (создание потребительских кооперативов), либо для функционирования венчурных фондов, упомянутых выше.

Благодаря централизации функций управления, возможно создание специального фонда для финансирования инвестиций и инноваций. Данный источник капитала может рассматриваться как собственный, так как он принадлежит самой ассоциации. В этом случае, при необходимости привлечения заёмного капитала (например, банковского кредита), он может быть получен на более выгодных условиях. Таким образом мы видим, что ассоциации малых предприятий помимо представительских функций, которые преобладают в настоящее время, могут выполнять управленческие, консалтинговые и исследовательские функции, что в конечном итоге усилит организационные возможности каждого члена ассоциации.

 

 

 



[1] Савельева З.А. Проблемы теории и практики малого предпринимательства / З.А. Савельева — СПб. : Инфо-да, 2003

 

[2] Рубе, В. А. Институциональные аспекты организации малого бизнеса в развитых странах и в России : учеб. пособие / В.А. Рубе — М. : НФПК 2101c ИНФРА-М, 2004

 

[3] Виленский А.В. «Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества» / Общественные науки и современность, 2005 — №1.

 

[4] И. В. Чичмели, И.Б. Рутковская. Из истории развития зарубежных бизнес-ассоциаций  http://www.smb-suppоrt.ru/rоp/2796

 

[5] Там же

 

[6] Там же

 

[7] И. В. Чичмели, И.Б. Рутковская. Из истории развития зарубежных бизнес-ассоциаций  http://www.smb-suppоrt.ru/rop/2796