Росфинмониторинг разработал законодательные поправки, вменяющие в обязанность банкам выявлять конечных владельцев иностранных трастов, созданных российскими компаниями и гражданами. Речь идет о  трастовых образованиях в ряде юрисдикций (Багамские, Бермудские, Каймановы, Нормандские острова, Гибралтар, Гонконг, остров Мэн и другие), которые скрывают своих конечных владельцев, называя лишь формальных собственников.

Согласно законопроекту поправки вносятся в 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

К созданию документа  Росфинмониторинг подтолкнула популярная  практика применения трастовых структур  для отмывания денег с привлечением в эту схему российских банков, пишут “Известия”.

Действующий сейчас антиотмывочный закон не регулирует отношения между банками и нерезидентами, которые не являются юридическими лицами РФ. Кроме того, в российской правовой системе отсутствует понятие трастов, и, как следствие, их деятельность регламентируется исключительно зарубежным правом. Поправки Росфинмониторинга устранят данные упущения.

В ведомстве  указывают, что  подобные образования с высокой вероятностью могут использоваться для легализации преступных доходов и для финансирования терроризма.

Трастовые компании в ряде юрисдикций имеют право не раскрывать своих бенефициаров, называя лишь формальных собственников. По этой причине деньги, поступающие на счета трастов, теряют привязку к конкретным людям и могут использоваться на любые цели. Кроме того  их легко скрыть от кредиторов.

“На банки предлагается возложить обязанность идентифицировать иностранные юридические образования и их бенефициарных владельцев при приеме на обслуживание и во время обслуживания”, — рассказали в Росфинмониторинге.

В частности, кредитные организации должны будут устанавливать наименование, место государственной регистрации и адрес местонахождения траста, а также сведения о структуре его собственности.

 

Банки от идеи Росфинмониторинга не в восторге.

“Установление и идентификация бенефициаров действительно дело затратное как по времени, так и материально,- рассказывает одна из сотрудниц банка. — У клиентов вопросы о контролирующих лицах и владельцах восторга не вызывают, и банковским служащим требуется дополнительное время на разъяснения и убеждение клиента в необходимости предоставления запрашиваемых сведений и документов”.

“Даже если банк найдет конечного собственника — физическое лицо, это не означает, что он нашел конечного бенефициара, потому что даже физическое лицо может действовать не в своих интересах, а в интересах иного субъекта, и в России это совсем не редкость, —поясняет юрист одного из банков. — Поэтому надо понимать, что фактический бенефициар может не совпадать с юридическим бенефициаром и раскрытие первого — это иногда только добрая воля клиента”.

По мнению еще одного сотрудника банка, кредитные организации не должны выполнять не присущие им функции детективов. К тому же “дорогостоящий поиск информации о конечных бенефициарах приведет к росту стоимости банковских услуг для клиентов”, добавляет он.