Геополитический конфликт не может не отразиться на трехлетнем бюджете РФ, работа над которым входит в заключительную стадию. Ранее заложенные в бюджет прогнозы необходимо корректировать под нынешние санкции Запада, считает председатель Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин.

«Закладываемый в основу бюджета 2015-2017 годов прогноз темпов экономического роста — 2%, 2,5% и 3,3% роста ВВП по годам соответственно — является сверхоптимистичным, —  цитирует издание «Коммерсантъ» слова Алексея Кудрина. — Этот потенциал роста в среднесрочной перспективе, то есть до момента проведения более последовательных структурных реформ, мы могли бы иметь при отсутствии внешних санкций. Сейчас же он может обнулиться или стать отрицательным».

По прогнозу Минфина, доходы бюджета с 2015 по 2017 год сократятся на 2% ВВП и еще на 0,6% — до 2020 года. В этих условиях дальнейшее наращивание бюджетных расходов, даже объясняемое целью ускорения роста экономики, становится неприемлемым. Сейчас уже  нужно либо сокращать расходы, либо повышать налоги, либо задействовать резервы, считает Кудрин.

«Напомню, что сегодня доходы федерального бюджета в реальном выражении восстановились на уровне 2008 года (и останутся на нем до 2017 года), а расходы в реальном выражении за это же время выросли на 22%. При прогнозе цены на нефть примерно $100 за баррель, бюджет все ближайшие годы будет дефицитным, что отражает критический уровень накопленных обязательств. По сути, мы уже потратили значительную часть ресурса роста. И теперь нужно либо сокращать расходы, либо повышать налоги, либо задействовать резервы»,-  утверждает председатель Комитета гражданских инициатив.

По мнению Кудрина, основополагающую роль в дальнейшей судьбе российской экономики будет играть политика.

«Выбирая между тем, задействовать ли резервы для стимулирования экономики сейчас или сохранить их на случай более существенного сокращения доходов, по моему мнению, следует остановиться на втором. Кратковременный рост в первом случае просто отложит падение доходов, но смягчить сокращение расходов в будущем уже не удастся. Сейчас судьба роста больше зависит от разрешения конфликта на Украине и связанных с этим санкций, чем от вливания дополнительных 400 млрд. руб.»,- говорит Кудрин

В конце этого года резервный фонд достигнет примерно 5% ВВП, или около $100 млрд., напомнил Кудрин. По его мнению, это минимально необходимый резерв для страховки экономики и общегосударственных нужд РФ. В последующие годы его необходимо довести до 7% ВВП, так как в условиях рецессии потребность в резерве может растянуться на несколько лет.

Снижение фонда зарплаты, который  является источником взносов в Пенсионный фонд, вполне может случиться во всей экономике, тогда для выплаты и индексации пенсий придется использовать ФНБ, предупреждает Кудрин.

По его мнению, повышение налогов в России сейчас еще больше ухудшило бы перспективы роста ВВП и довольно быстро привело бы сокращению доходов. Решение о введении трехпроцентного налога с продаж в регионах, по его мнению, крайне неудачно: во-первых, потому, что оно требует новой системы администрирования, чреватой низкой собираемостью; во-вторых, от него страдает малый и средний бизнес, который в РФ и так в дефиците и концентрируется в крупных городах.

Если добавить к вышеперечисленному закрытие для России внешнего рынка заимствований, станет очевидной необходимость сокращения расходов, указывает Кудрин.

« Хорошая новость заключается в том, что это сокращение можно проводить не фронтально, а селективно: например, если не получается обойтись без роста расходов на оборону, надо начать переводить социальные расходы на адресный принцип, помогать только нуждающимся. Плохая — в том, что заявленная в проекте бюджета политика расходов лишь продолжает и усиливает старые недостатки»,- говорит он.

Расходы на национальную оборону с 2015 по2017 год будут расти ежегодно, а расходы на социальную политику только в 2015 году вырастут почти на 19%. Увеличение этих статей почти на 1,5% ВВП съедает весь запас возможного прироста расходов. Еще подрастут другие расходы: на госуправление, спорт и т.д. Сокращается же все остальное, включая образование, здравоохранение и инвестиции, напоминает председатель Комитета гражданских инициатив.

По мнению Кудрина, обнадеживающим решением для рынка мог бы стать «бюджетный маневр», когда в течение переходного периода происходит перераспределение одного и того же объема средств из одних статей в другие в пользу строительства инфраструктуры, поддержки образования и здравоохранения. Но пока, по его словам,  все делается наоборот.

Вопрос состоит не в выделении новых ресурсов на стимулирование, а в неэффективном использовании действующих, указывает Кудрин. И для того чтобы исправить ситуацию, по его мнению, нужны уже политические решения. Как в отношении отказа от ошибочного изъятия пенсионных накоплений, так и во избежание новых санкций. В противном случае экономика России будет стагнировать, а социальные расходы нечем будет покрывать уже к 2017 году, резюмирует Кудрин.