По данным компании Nielsen, специализирующейся на маркетинговых исследованиях потребительских предпочтений населения, покупательская активность россиян в первом квартале 2016 года достигла исторического минимума. В исследуемом периоде российский индекс потребительского доверия Nielsen достиг самого низкого значения за все годы наблюдений.

 Nielsen: индекс потребительского доверия россиян упал до исторического минимума

Индекс потребительского доверия Nielsen в первом квартале 2016 года в России достиг самого низкого значения за последние 11 лет – он составил 63 пункта против 72 пунктов в первом квартале 2015 года. Основная причина ухудшения показателя – отсутствие у граждан денег, которые остаются у них помимо обязательных платежей и трат на основные нужды, говорят аналитики. В исследуемом периоде доля россиян со свободными деньгами составила 82%, тогда как в предыдущий кризис этот показатель варьировался в пределах от 93% до 96%.

По данным Nielsen,  доля граждан, которые стараются экономить, в этом году выросла до 76%. Большая половина россиян экономит на новой одежде (61%), развлечениях (59%) и отказывается от дорогих продуктов в пользу более дешевых (52%). С покупкой новой электроники готовы подождать 45% опрошенных, экономят на отпусках до 31% граждан. При этом часть из них не уходят в отпуск вовсе, другие отказываются от дорогого отдыха за рубежом в пользу более дешевого внутри страны.

Нынешний потребительский кризис, кроме прочего, отличается высоким пессимизмом граждан – почти 70% опрошенных не верит в улучшение ситуации, отмечают аналитики. По словам директора по работе с глобальными клиентами российского подразделения Nielsen Марины Лапенковой, год назад ситуация в стране тоже была нелегкой. Но тогда граждане смотрели в будущее с оптимизмом на волне патриотизма после ряда «социально-политических событий», а теперь этот эффект сошел на нет, вместо него появилась усталость, поясняет госпожа Лапенкова. «Истощение — так одним словом можно охарактеризовать состояние российских потребителей сегодня»,— резюмирует она.