По данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте РФ, в феврале 2016 года доля продаж пищевых продуктов (с учетом алкоголя и табачных изделий) составила больше половины от общего розничного товарооборота в России. Последний раз такое соотношение было зафиксировано во время предыдущего кризиса: в мае 2009 года доля продуктов составила 49,6% от товарооборота в рознице. Об этом говорится в ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения института РАНХиГС. В ближайшее время улучшения ждать не стоит, предупреждают эксперты.

Исследование: россияне тратят на еду большую половину своих доходов

По данным института РАНХиГС, уровень бедности населения РФ за 2015 год вырос на 2,2 п. п., до 13,4%. Февральские данные мониторинга свидетельствуют о том, что за год реальные доходы россиян снизились на 6,9%, а реальная зарплата — на 2,6%. По итогам марта 2016 года от покупки привычных товаров готовы отказаться 55,8% жителей РФ, отмечают авторы исследования.

В отчете института говорится о том, что снижение уровня жизни коснулось половины населения России. Как следствие, потребительская активность граждан упала: они вынуждены выбирать между покупкой продуктов питания и товарами не первой необходимости. В феврале 2016 года продажи продуктов в России впервые за восемь лет заняли 50,1% от общего объема розничных продажах.

Авторы мониторинга называют рост расходов населения на продукты питания вполне логичным — он отражает факт снижения реальных доходов… и роста бедности, поясняют они. «Известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания»,— добавляют авторы мониторинга.

С недавних пор экономить на товарах и услугах начали уже не только люди с низким доходом, но и среднеобеспеченные. Так, в марте 2016 года доля россиян с низким доходом, экономящих на покупках, составила 89%, доля представителей среднего класса, которые вынуждены отказаться от привычных товаров, выросла до  79,3%.

Мария Иванова, участвовавшая в составлении доклада РАНХиГС, утверждает, что из-за сокращения реальных доходов населения доля расходов россиян на продукты в общем объеме их расходов на протяжении года будет расти. В прогнозах РАНХиГС, касающихся перспектив выхода из экономического кризиса, преобладает пессимизм: «Горизонт выхода из кризиса отодвигается»,- утверждают в институте.

Ранее маркетинговое агентство Zoom Market опубликовало данные ежегодного федерального соцопроса, согласно которому  58% россиян пытаются экономить при покупке детских товаров.