Государство признало готовность отказаться от хронически убыточных пригородных пассажирских перевозок. Правительство России поддержало позицию Минэкономики о нецелесообразности использования электричек в части регионов. Их жителям будет предложено пересесть на автобусы, пишет «Коммерсант».

Пригородное сообщение хронически убыточно: в прошлом году оно было прибыльным только в Москве, Подмосковье, Петербурге и Адыгее.

Наиболее убыточными являются Забайкалье, Вологодская, Владимирская, Ярославская, Белгородская, Брянская, Воронежская, Тамбовская, Тверская области, а также Ставрополье, Чечня и Бурятия.

По словам знакомого с позицией Минэкономики источника Ъ, на Москву и Петербург приходится 50% всех пригородных перевозок в России, 70-80% расходов на них покрывается доходами от билетов, тогда как в других регионах — только 30-50%.

В прибыльных регионах министерство предлагает развивать пригородные перевозки, а  в убыточных — отказаться от них.

Вчера на рабочем совещании у премьера Дмитрия Медведева обсуждалась долгосрочная модель организации пригородного сообщения и  была одобрена концепция Минэкономики. Об этом «Коммерсанту» рассказали источники в правительстве и ОАО РЖД. По их словам, документ предлагает сохранить за федеральным бюджетом субсидирование железнодорожной инфраструктуры, а за регионами — долгосрочный заказ на перевозку пассажиров и компенсацию убытков пригородных пассажирских компаний.

Документ впервые закрепляет за регионами право вообще отказаться от пригородного сообщения.

Минэкономики предложило всем регионам, кроме Москвы и Петербурга, пересмотреть объемы заказов и инвестировать в наименее убыточные виды сообщения, например, автобусы.

Сотрудник Института проблем естественных монополий Владимир Савчук считает, что оптимизация пригородного сообщения необходима на участках, где автобусы дублируют пригородные поезда и  добавил, что губернаторы отдельных регионов уже сообщали, что не нуждаются в пригородном сообщении.