Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства   столицы переплачивал  управляющим компаниям за коммунальные услуги, как минимум полтора года. Такой вывод следует из отчета Контрольно-счетной палаты (КСП) города Москвы «о результатах обследования эффективности тарифного регулирования работ в сфере содержания и ремонта столичного жилищного фонда».

Поддерживать управляющие компании бюджетными субсидиями правительство Москвы начало с 2005 г. Согласно постановлениям столичного правительства, получить деньги из  бюджета имеет право любая управляющая  компания независимо от формы собственности.

 Для оказания услуг необходимо просто заключить специальный договор, согласно которому управляющие компании обязуются регулярно выполнять утвержденные чиновниками работы и услуги, а бюджет компенсирует им разницу между доходами, полученными от населения, и планово-нормативными расходами, которые рассчитывает департамент экономической политики и развития города Москвы. Понятно, что чем выше планово-нормативные расходы, тем больше управляющим компаниям причитается из бюджета.

В результате ненужных или вовсе не оказанных работ завышаются ставки планово-нормативного расхода. Исходя из таких завышенных ставок,  рассчитываются бюджетные субсидии на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Так, в состав расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах г.Москвы учитывались работы по видеодиагностике внутренней поверхности мусоропроводов.

Согласно отчету аудиторов КСП, планово-нормативные расходы в сфере ЖКХ «учитывались при определении размера ставок планово-нормативного расхода для всех категорий многоквартирных домов, в том числе не имеющих в составе общего имущества мусоропровода».

То есть в  расчет включались работы, которые в конкретном доме выполнить было просто физически невозможно.

Так, например, было с обычной пятиэтажкой на Измайловском бульваре, 15. Как сказано в отчете Дирекции единого заказчика района «Измайлово» по использованию бюджетной субсидии, деньги на видеодиагностику мусоропровода из бюджета регулярно выделялись, диагностика на бумаге проводилась, а самого мусоропровода не было там и в помине.

Аудиторы подсчитали, что только обслуживание несуществующих  мусоропроводов с начала 2012г. по второе полугодие 2013 года обошлась бюджету Москвы свыше 84 млн. рублей. В 2014 году на эти «цели» может быть потрачено порядка 53 млн. рублей.

В департаменте экономической политики и развития города Москвы отказались раскрыть сумму ущерба бюджету  от «исследования» мусоропроводов. Более того, в их официальном ответе на запрос написано, что «существующая в Москве практика расчета ставок планово-нормативного расхода (ПНР) и  цен на жилищные услуги, является наиболее оптимальной и эффективной».

По мнению экспертов, это одна из схем вывода средств из бюджета. Подобная  схема хищения бюджетных средств с участием ДЕЗ «Бескудниковский»  была раскрыта в прошлом году. Она состояла в следующем: ДЕЗ заключила ряд фиктивных договоров с фирмой-однодневкой на проведение работ по установке автоматизированной системы учета водопотребления. Работы выполнены не были, но  семь бюджетных миллионов были заплачены и  обналичены. Подобных  организаций много и их руководители с завидным постоянством становятся фигурантами уголовных дел.

Проверяющие из КСП заключили, что мэрия излишне выплачивала управляющим компаниям  на 21,2% больше, чем положено по закону. В 2012-м году всего было перечислено управляющим компаниям  22 млрд. рублей, в 2013-м — 17 млрд.  Если исходить из данных аудиторов и размера субсидий, которые управляющие получали от города, получается, что за последние два года УК получили от мэрии лишних 7,8 млрд. рублей.

Возможно, нынешнюю ситуацию изменит лицензирование компаний, управляющих многоквартирными домами, которое может быть введено в  ближайшее время. По признанию премьера Дмитрия Медведева, проблемы ЖКХ — одна из самых болезненных тем. Несмотря на модернизацию, качество коммунальных услуг по-прежнему вызывает большие нарекания. Медведев отметил, что уже разработан законопроект, который должен чётко определить спектр деятельности компаний, работающих в сфере ЖКХ.

«Каждая управляющая компания должна будет получить лицензию на управление многоквартирным домом, во всяком случае, когда речь идет о компании, которая управляет двумя и более домами. Эта лицензия будет действовать в том регионе, где была выдана. Есть основание для отзыва лицензии, но это всякого рода нарушения и иные события, и конечно, у руководителя компании должен быть специальный квалификационный аттестат, чтобы все это вместе позволило нам очистить рынок от тех проблемных компаний и просто нарушителей, которых, к сожалению, на этом рынке весьма много».