В январе этого года пригородные пассажирские компании отменили 144 поезда, а до конца марта могут остановить еще столько же.   Приблизительно такое количество электричек всего отменили за 2012-2013 годы. Причиной массовой отмены поездов стало то, что с этого года ОАО РЖД начали заключать договоры с регионами исходя из их фактической платежеспособности.

 Только в  январе этого года пригородные пассажирские компании (ППК) ОАО РЖД отменили 144 пригородных поезда в 26 регионах, пишет газета «Ъ» со слов начальника центра по корпоративному управлению пригородным комплексом монополии Максима Шнейдера. Как сообщает М.Шнейдер, еще 139 электричек будет остановлено в феврале-марте, а еще 20 электропоездов — в мае. Это затронет 12 регионов, в том числе Ростовскую область (54 поезда), Ставрополье (42 поезда) и Чечню (8 поездов). За 2012-2013 годы перевозчики всего отменили 310 электричек  — почти столько же, как за пять месяцев этого года (303 поезда).

Еще в прошлом году  регионы формировали заказ на фактический объем перевозок, но далеко не всегда компенсировали убытки ППК, возникающие при установлении цен ниже себестоимости. В итоге только за прошлый год регионы недоплатили пригородным компаниям 8 млрд. руб. На начало этого года общий долг регионов составил 30 млрд. руб., говорит глава ОАО РЖД Владимир Якунин.  ОАО РЖД добилось разрешения правительства в этом году не оказывать услуги в долг.

«Еще в четвертом квартале 2013 года мы предупредили регионы, что подвижной состав и услуги локомотивных бригад будут предоставлены только на объем, который они оплатят»,— говорит представитель ОАО РЖД.

«Это не прихоть, а данное прошлой осенью поручение правительства пригородным компаниям больше не оказывать услуги в долг»,— поясняет господин Шнейдер.

«Если, например, Ярославская область заложила в бюджет на 2014 год только 3% от суммы, необходимой для субсидий, то именно на эту сумму ППК будет обслуживать субъект, —  заявляют в ОАО РЖД. Костромская область выделила только 2% от нужной суммы». В итоге, говорят в ОАО РЖД, только 22 региона заключили долгосрочный контракт на полную компенсацию убытков ППК, остальные сейчас подписывают договоры либо на квартал, либо на месяц, а около 25 регионов вовсе не подписали контракты. По данным компании, на год регионы заложили в бюджет только 7,5 млрд. руб., что равняется 39% от необходимой суммы субсидий. Если ОАО РЖД станет работать, как обещает, в пределах фактических оплат, то из ежесуточно отправляющихся 6-6,3 тыс. поездов может остаться около 2,3-2,4 тыс.

В ОАО РЖД сообщили, что ряд регионов пытаются выправить ситуацию, повышая тарифы: в отдельных областях билеты на электрички в этом году подорожали вдвое. Такие действия приведут к сокращению пассажиропотока, и усилит нагрузку на регионы, считают в монополии.

В ОАО РЖД замечают, что за пригородные перевозки недоплачивает, в том числе, и федеральный бюджет. Общие затраты ППК за пользование путями  составляют 32 млрд. руб. Из них сами ППК оплачивают только 1% от этих расходов, остальное должно компенсировать государство, но в этом году монополия получит только 24,4 млрд. руб. В 2015 году государство планирует возместить только 5,9 млрд. руб., а в 2016 году компенсации из бюджета не предусмотрено вовсе.