На финансовом рынке России участились случаи, когда микрофинансовые организации в своих названиях дублируют наименования широко известных в стране и даже за рубежом крупных банков и компаний, не имея при этом к ним никакого отношения. Банки уверенны, что МФО используют их доброе имя «в своих корыстных целях», чтобы получить маркетинговые преимущества, а сами МФО ничего противозаконного в своих действиях не видят. Этим явлением  обеспокоен Банк России и обещает принять соответствующие меры.

МФО прячутся за банковскими брендами

Случаи использования малоизвестными организациями в своих названиях популярных марок бывали и раньше, но они не носили массового характера. Кроме того, до недавних пор МФО избегали полных повторений, используя лишь отдельные составляющие чужих брендов.

Однако в последнее время названия микрофинансовых организаций стали слишком часто один к одному совпадать с именами крупнейших банков, организаций и даже тех компаний, которые не имеют никакого отношения к финансовому рынку. Как свидетельствуют данные реестра МФО, в этом году в него были включены не менее восьми игроков со всем известными названиями («Альфа Групп», «Юникредит», «Петрокоммерц», «Ренессанс капитал», «ТрансНефть» и.т.д.), но не имеющие никакой связи с законными владельцами бренда.

По мнению банкиров, МФО рассчитывают таким способом в условиях стагнации рынка получить рыночные преимущества, связанные с использованием имени известных и хорошо зарекомендовавших себя банков.

В ФАС предупреждают, что если факт недобросовестной конкуренции МФО будет доказан, виновных ждет штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. рублей.

Сами  МФО считают, что ничего противозаконного не совершают и, как сообщили в ЦБ, они правы: согласно закону о микрофинансовых организациях, при получении организацией статуса  МФО ей запрещено использовать наименование только другой МФО, а на дублирование  всех остальных названий  этот запрет не распространяется.

Впрочем, Банк России беспокоят рост репутационного риска для крупных банков и возможность недобросовестной конкуренции со стороны МФО, поэтому регулятор планирует проанализировать ситуацию на предмет ужесточения правил по самовольному использованию на финансовом рынке известных брендов.