Крупные нефтяные компании в первой половине января увеличили экспорт топлива, ограничив предложение на внутреннем рынке. Ослабление рубля еще больше увеличивает привлекательность экспортных операций. Плюс к этому Рязанский и Ярославский НПЗ, обеспечивающие бензином и дизтопливом Москву и ближайшие к ней населенные пункты, в начале марта остановят часть своих технических мощностей для длительного ремонта. Сокращение производства на этих заводах также не способствует снижению цен на топливо. На фоне всех этих факторов, нефтетрейдеры прогнозируют еще больший рост цен на бензин и дизтопливо.

Причиной нынешнего скачка цен на топливо независимые продавцы бензина считают увеличение экспорта нефтепродуктов при общем снижении их товарных запасов.

Объем экспорта товарного бензина из России за первые две недели января 2014 года составил 206,3 тыс. т, при этом крупные нефтяные компании сократили поставки топлива на внутренний рынок, а объем товарных запасов топлива на НПЗ и нефтебазах ниже уровня рекомендованного Минэнерго. В этой ситуации независимые продавцы бензина начали активно скупать топливо, опасаясь его дефицита, что привело к росту биржевой цены на бензин. А вслед за оптовой обычно ползет вверх цена и для рядовых автомобилистов.

С учетом резкого снижения курса рубля и повышения выгоды отправки нефтепродуктов на экспорт, трейдеры уже сегодня активно закупают топливо впрок. Это тоже способствует росту биржевых цен на бензин.

Кроме того, сразу два крупных нефтеперерабатывающих завода — Рязанский и Ярославский НПЗ (ЯНОС), которые обеспечивают бензином Москву и близлежащие населенные пункты, в начале марта остановят часть своих технических мощностей для длительного ремонта. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на источники близкие к рынку. Эту информацию подтвердило Министерство энергетики РФ.

Согласно данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ ТЭК) при Минэнерго, Ярославский НПЗ закроет на реконструкцию комплекс каталитического крекинга по производству компонентов высокооктанового бензина. Его ремонт будет проводиться c 1 марта по 8 июля текущего года. Это приведет к снижению производства бензина марки «Евро-5».

С 16 марта на этом НПЗ закроются еще три установки на этом НПЗ, что приведет к снижению переработки нефти на заводе, сокращению производства бензина и дизельного топлива. В общей сложности ремонты оборудования продлятся до 35 дней.

На Рязанском заводе 2 и 11 марта поэтапно закроются на ремонт четыре установки. Ремонт сооружений по гидроочистке дизеля продлится 42 дня, другого оборудования — от 70 до 91 дня. 

Официальный представитель Минэнерго Ольга Голант подтвердила «Известиям» информацию о ремонте установок Ярославского и Рязанского НПЗ в марте.

Участники российского рынка нефтепродуктов ожидают резкого роста цен на бензин в ближайшие недели. За последний месяц биржевые цены на бензин выросли и продолжают расти. Крупные нефтяные компании в первой половине января увеличили экспорт топлива, ограничив предложение на внутреннем рынке. Независимые продавцы бензина жалуются, что не могут приобрести топливо для своих АЗС.

Как сообщил «Известиям» генеральный директор ICON Traiding Дмитрий Гусев, цены на заправках растут примерно каждые 2–4 недели после взлета оптовых цен на бензин. По его прогнозам, к лету текущего года цена бензина на АЗС вырастет на 2–4 рубля за 1 л.

По прогнозу Союза нефтепромышленников России, за год цены поднимутся в среднем на 10%. Это значит, что в Москве, например, литр, «девяносто второго» будет стоить 35-36 рублей, а «девяносто восьмого» — почти 40 рублей.

Однако ФАС и Минэнерго заявляют, что не допустят дефицита бензина и резкого роста цен на АЗС и обещают наказать тех, кто создает панику на рынке.