Руководители Национальной мясной ассоциации, Росптицесоюза, Национального союза свиноводов и Национального союза производителей говядины в конце прошлого года предложили вице-премьеру Аркадию Дворковичу расширить перечень социально значимых товаров, за которые ритейлеры не могут требовать от поставщиков вознаграждения, с нынешних четырех позиций до десяти.

На сегодняшний день перечень социально значимых товаров, на которые государство в соответствии с законом о торговле может устанавливать предельно допустимые розничные цены, насчитывает 24 позиции. Но запрет на выплату розничному продавцу вознаграждения, которое по закону не может превышать 10%, установлен только на хлеб, хлебобулочные изделия из ржаной и пшеничной муки, пастеризованное молоко и куриное мясо.

Мясники предлагают расширить этот перечень за счет куриных яиц, свежей, охлажденной и замороженной говядины и свинины, субпродуктов из них и субпродуктов из куриного мяса. До вступления в силу закона о торговле так называемый объемный бонус в розничных сетях для ключевых поставщиков мяса составлял 3-5%, сейчас же они выплачивают уже до 10%. По мнению отраслевых объединений поставщиков мяса, свинина и говядина являются не менее социально значимыми продуктами, чем курятина. Включение в перечень мясных субпродуктов будет стимулировать развитие глубокой первичной переработки мяса, что на данный момент невыгодно из-за существующих объемных бонусов в рознице.

Мнения по поводу данного предложения у представителей розничной торговли и поставщиков мяса разошлись.

Минсельхоз уже поддержал мясников, следует из письма замминистра Игоря Манылова, направленного 10 января в Минпромторг.

«Мы лишь хотим, чтобы все точно знали, какую наценку делают торговые сети»,— объясняет руководитель исполнительного комитета Национальной мясной организации Сергей Юшин.

«До принятия закона о торговле поставщик за выплаченный бонус мог получить для себя что-то реальное — например, увеличить объем поставки, специальные услуги,— считает юрист Goltsblat BLP Николай Вознесенский.— Сейчас же этот бонус просто выплачивается — и все».

«Ритейлеры сомневаются, что обсуждаемые продукты пользуются повышенным спросом по всей стране», — говорит исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Андрей Карпов. Он добавляет: «Если мясники экономят на нас, мы тоже должны будем экономить — повышать цены».