Минэкономразвития РФ предлагает реформировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По мнению министерства, проводимая ФАС политика не развивает, а ограничивает конкуренцию. Нужно вывести малый бизнес из-под антимонопольного надзора (кроме сговоров — ценовых и на торгах), пишет Минэкономразвития, и сузить компетенцию ФАС.

В подготовленной Минэкономразвития концепции первоочередных мер социально-экономического развития антимонопольному регулированию посвящена отдельная глава. ФАС — рекордсмен по количеству дел, но они возбуждаются по формальным признакам, а качество расследований оставляет желать лучшего, говорится в документе.

Последние шесть лет конкуренция не развивается, отмечает министерство: доля предпринимателей, заметивших улучшения, увеличилась лишь на 0,5% пункта до 24%. Потенциал действующей модели антимонопольного регулирования исчерпан, резюмирует МЭР РФ.

Минэкономразвития предлагает, чтобы пострадавшие в большинстве случаев сами защищали себя, используя гражданско-правовые механизмы.

Подтверждением мнения МЭР РФ является вчерашнее решение суда по делу между ФАС и авиаперевозчиками.

Как сообщает «Ъ», вчера суд удовлетворил требования «Аэрофлота», «Сибири», «ЮТэйр» и «Уральских авиалиний» и признал незаконным решение УФАС по Иркутской области о ценовом сговоре на маршруте Иркутск—Москва, принятое в августе 2013 года.

Служба сравнивала стоимость авиабилетов на этом маршруте с ценами на перелеты в столицу из Читы, Улан-Удэ и Красноярска. УФАС сочло, что авиабилеты Иркутск—Москва—Иркутск на 26,3% дороже, чем Чита—Москва—Чита, а из расчета стоимости километра пути — на 42,3%. Дешевле и перелеты в столицу из Улан-Удэ и Красноярска. Представитель УФАС заявил, что решение будет обжаловано.

На вчерашнем суде представители «Аэрофлота», «Сибири» и «ЮТэйр» единодушно заявили, что УФАС не доказало наличие сговора. «Сам факт размера тарифов, которые имеются у каждой авиакомпании, не исследовался. Те документы, на основании которых этот анализ должен был проводиться, УФАС запрошены не были», — заявил представитель «ЮТэйр». Представитель «Аэрофлота» добавил, что в 2012 году (этот год исследовался ФАС) действовали тарифы еще 2011 года. Юристы ФАС настаивали, что ценовую политику на маршруте перевозчики осуществляли на основе устного соглашения. Сейчас стоимость билетов эконом-класса Иркутск-Москва-Иркутск с датой вылета на начало марта у всех четырех компаний — около 16-17 тыс. руб.

Решения ФАС по ценовым сговорам в авиаперевозках уже не впервые успешно оспариваются авиакомпаниями в судах. «Аэрофлоту», «Сибири», «ЮТэйр» и «Уральским авиалиниям» удалось добиться признания незаконным предписания ведомства по маршруту Иркутск-Москва, претензии ФАС по направлению Ростов-Москва также оспорены в суде. Ведомство исследует сговоры, сравнивая цены перевозчиков на разных маршрутах, но суды вслед за авиакомпаниями признают, что такого анализа недостаточно.