Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект о временном переходе на однолетний бюджет (вместо трехлетнего) и о приостановке действия бюджетного правила на 2016 год. Об этом вчера сообщил журналистам первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков.

Бюджет-2016 обойдется без правила

Впрочем, де-факто бюджетное правило не работает с начала текущего года. В декабре 2014-го Госдума приняла бюджет с далекими от реалий показателями стоимости нефти в $96 за баррель, уровня инфляции в 5,5%, курса 37,7 руб./$ и дефицита бюджета в 0,6% ВВП. Из-за этого уже весной бюджет пришлось корректировать. Тогда же выяснилось, что правило в условиях падения нефтяных цен не работает.

Согласно действующему бюджетному правилу, все доходы, которые поступают в казну от продажи нефти по ценам более высоким, чем заложены в бюджет, должны идти в Резервный фонд, пока он не достигнет 7% ВВП, а потом — в Фонд национального благосостояния. Кроме того, бюджетное правило предполагало ограничение госрасходов — они не должны более чем на 1% ВВП превышать сумму бюджетных доходов.

Иными словами, бюджетное правило не дает наращивать бюджетные  расходы параллельно с дополнительными нефтедоходами и позволяет резервировать дополнительные поступления, если цена нефти оказывается выше расчетной, и тратить резервы, если фактическая цена нефти будет ниже заложенной в бюджет. При этом расчетная цена нефти вычислялась правительством как среднеарифметическое значение стоимости барреля нефти за несколько последних лет.

Но, как выяснилось, правило работает только при растущих ценах на нефть, а при обвальном падении нефтяных котировок оно не действует. Так, если средняя цена нефти Urals в 2013 году была $108 за баррель, в 2014-м — $98, а в 2015-м пока составляет $55, то расчетная цена на 2016 год по этому правилу должна составлять $87 за баррель, что совершенно не соответствует прогнозам. «Решение отменить бюджетное правило на 2016 год было принято потому, что оно не соответствует реальности»,- заявил вчера глава Минэкономики Алексей Улюкаев.

Александр Жуков тоже признал «сложности прогнозирования в сложившихся реалиях». Необходимость перехода от трехлетнего бюджетного планирования к однолетнему в Госдуме также связывают с нестабильной конъюнктурой нефтяного рынка. При этом в Думе надеются, что благодаря более короткому планированию удастся обойтись без последующего урезания бюджетных расходов, включая социальные.

Секвестр бюджета даже не обсуждается – вопрос только в его масштабах, утверждает аналитик Экономической экспертной группы Александра Суслина. По расчетам  экспертной группы, при цене нефти в $50 за баррель (исходя их такой цены будет сверстан бюджет на будущий год) и без сокращения расходов отрицательная разница между доходами  и расходами, уже заложенными в бюджет, в 2016 году составит около 2,6 трлн руб.

На 1 сентября в резервном фонде было 4,7 трлн, в ФНБ – 4,9 трлн руб. и, по словам замминистра финансов Максима Орешкина, «в ближайшие годы цена нефти останется вблизи текущих значений». Раньше бюджетное правило не позволяло сократить расходы ниже установленных в «Основных направлениях бюджетной политики» (в 20126 году — 15,865 трлн руб.), а с приостановкой бюджетного правила такая возможность появляется, пояснил вчера Орешкин.

Без существенного сокращения расходов страну ожидает либо опустошение резервного фонда, либо нестандартные меры вроде замораживания накопительной пенсии, рассказал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник. По его мнению, для правительства сейчас критически важно пойти по пути существенного сокращения расходов и убедить в этом президента.

Вопрос отказа от бюджетного правила, предполагавшего ограничение госрасходов и резервирование нефтяных доходов, будет рассмотрен на заседании правительства завтра. Помимо отмены бюджетного правила и перехода на однолетнее планирование законопроект также переносит сроки внесения проекта бюджета на 2016 год в Госдуму с 1 октября на 25 октября. Александр Жуков вчера также сообщил, что «вместе с материалами к бюджету будут синхронизированно вноситься материалы Центрального банка по основным направлениям денежно-кредитной политики».