Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) рассчитывали в этом году привлечь рекордное число новых клиентов (около 12 млн). В первые пять месяцев статистика соответствовала их прогнозам, однако новшество от Пенсионного фонда России (ПФР) — обновленный бланк заявления на перевод пенсионных накоплений — может серьезно повлиять на итоговые показатели реально переведенных клиентов.

Гражданам усложнили переход в НПФ

В Пенсионном фонде России считают, что нововведение будет способствовать информированности граждан о состоянии своих пенсионных дел. Участники рынка уверенны, что новация усложнит будущим пенсионерам переход из одного фонда в другой: чем больше полей, тем выше возможность допустить ошибку, а неверно заполненное заявление не позволяет перевести средства.

С этого месяца вступило в силу постановление правления ПФР, согласно которому граждане при переходе в другой НПФ должны заполнять заявление на перевод накоплений по новым формам. Обновленный документ стал более сложным — в нем появились дополнительные поля, обязательные к заполнению.

Теперь, если гражданин меняет НПФ, он обязан указать, из какого именно фонда он переводит свои накопления. Второе новшество — разделение заявлений на срочные и досрочные. По срочным заявлениям средства переводятся через пять лет после подачи. По досрочным — на следующий год, но при этом клиент фонда теряет инвестиционный доход с момента последней фиксации суммы пенсионных накоплений по закону о гарантировании.

«Если гражданин осуществляет переход через пять лет, он сохраняет инвестиционный доход за этот срок»,— поясняют в ПФР. В досрочных заявлениях появилась графа, где клиент письменно подтверждает, что его предупредили о последствиях досрочного перехода.

Представитель ПФР Марита Нагога утверждает, что новые поля в бланках заявлений необходимы. «Если человек принимает решение о переводе пенсионных накоплений, он должен знать, где они находятся на данный момент. А если он хочет перевести средства досрочно, то должен быть осведомлен о финансовых последствиях»,— говорит она.

Гендиректор консалтинговой компании «Пенсионный партнер» Сергей Околеснов оценил долю неверно заполненных документов на перевод накоплений в 80%. К такому выводу эксперт пришел основываясь на данных переходной кампании 2103 года. Тогда граждане неверно заполнили 58% заявлений, несмотря на то, что прежние формы документа были проще. В итоге, ПФР вынужден был отказал им в переводе пенсионных накоплений. «Теперь ошибок будет значительно больше»,— уверен господин Околеснов.