О том, что за 20 лет из России в оффшоры было выведено более $800 миллиардов, сообщил на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам его руководитель.
По словам  Рябухина, на сегодняшний день большая часть крупных и мелких отечественных предприятий используют оффшоры, через которые выводятся миллиарды долларов ежегодно. Он отметил, что на одном Кипре зарегистрировано более 170 000 российских компаний.
«Оффшоры используются для: манипуляций с ценами при трансфертных операциях; для создания холдинговых структур; вывода из-под налогообложения прибыли; инвестирования и кредитования (в том числе для самоинвестирования и самокредитования); для учреждения трастов и передачи им имущества; для проведения лизинговых операций; выплаты лицензионных платежей, и тому подобное», — сказал Рябухин.
В ходе заседания говорилось о том, что практика использования оффшорных компаний крайне разнообразна, при этом насчитывается несколько десятков схем налоговой, инвестиционной и корпоративной оптимизации.
На заседании комитета обсуждалось то, что объем операций, которые проводятся через оффшорные зоны, растет с каждым годом: в 2010 году он составил более $242 млрд., в 2011 г. — более $305 млрд., а в 2012 г. — свыше $321 млрд..
На заседании обсуждалась проблема отсутствия единого, четкого, юридически закрепленного определения оффшорной зоны, а также перечня стран, относящихся к таким зонам. При этом отмечалось, что существует два различных перечня, составленных Минфином и Банком России.
Участники заседания отмечали, что экспорт нефти является самой доходной частью российского бюджета, но при этом добываемая нефть зачастую реализуется нефтяными компаниями своим дочерним предприятиям по заниженной внутрикорпоративной цене, после чего эти дочерние предприятия продают нефть через оффшоры по мировым ценам, в обход российской экономики. Подобная схема ухода от уплаты налогов применяется и в других отраслях экономики, формирующих бюджет России: в металлургическом и топливно-энергетическом комплексе, лесной отрасли.
Еще одной распространенной схемой являются формальные внешнеторговые контракты с оффшорными компаниями, когда импортные товары фактически поступают в Россию из стран происхождения товаров, а экспортные поставляются из России в страны-получатели, а не в оффшорные зоны.
В итоге, участники заседания пришли к выводу, что необходимо внести в Уголовный кодекс статьи, предусматривающие ответственность за невозврат из-за рубежа крупных средств в иностранной валюте.  Заседающие также высказались за необходимость четкого определения в законодательстве такого понятия, как «оффшорная зона» и критериев отнесения государств к оффшорным зонам; за внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, с целью установления механизма налогообложения в РФ доходов, контролируемых иностранными компаниями.