Правительством в Государственную Думу внесен законопроект о введении утилизационного сбора для отечественных автопроизводителей. Законопроект, получивший название «О внесении изменений в статью 24-1 федерального закона «Об отходах производства и потребления», планируется распространить на производимые в России автомобили, а также те, которые ввозятся к нам из стран Таможенного союза, а именно Казахстана и Республики Беларусь. Кроме того, сбором будут облагаться и автомобили, производимые в свободной таможенной зоне Калининградской области.

Законопроект предусматривает отмену ныне действующих правил касательно того, что российские автопроизводители освобождаются от уплаты утилизационного сбора на основе гарантийных обязательств по утилизации производимых ими автомобилей. В пояснительной записке к документу сказано о том, что с его принятием Россия исполнит обязательства как члена ВТО в создании равных условий для импортеров и российских производителей. При этом также отмечается, что свои действия Россия должна осуществить координацию собственных действий с партнерами в рамках Таможенного союза.

Следует отметить, что на сегодняшний день крупнейшими российскими автопроизводителями являются АВТОВАЗ, группа «ГАЗ», КАМАЗ и Sollers, которые приняли на себя обязательства по самостоятельной утилизации автомобилей. Они освобождены от уплаты утилизационного сбора. Однако в случае принятия законопроекта уже начиная с 1 июля текущего года им придется уплачивать сбор наряду с импортерами.

По словам министра экономического развития России Андрея Белоусова, принципиальное решение по данному вопросу принято и российские производители будут уравнены с иностранными в отношении уплаты данного сбора. Стоит отметить, что ранее были высказаны недовольства со стороны ВТО касательно неправомерности ввода подобного сбора и неравных условий для импортеров и местных производителей.

Таким образом, российские потребители, которые надеялись на снижение цен автомобилей при вступлении России в ВТО, оказались в минусе, причем двойном. Отныне и российские автопроизводители, стремясь окупить расходы в виду введения сбора, наверняка увеличат цены на свою продукцию. Увы, но рядовой автомобилист в данном случае оказался «за бортом» экономических интересов.