Со следующего года Министерство финансов РФ может начать размещать государственные краткосрочные облигации (ГКО). В Минфине планируют при помощи этого инструмента закрывать кассовые разрывы бюджета. Об этом вчера утром заявила первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко на заседании бюджетного комитета в Совете федерации. Вчера, во второй половине дня ЦБ согласился с предложением Минфина. Финансовые аналитики называю эту идею удачной, но при условии, что средства от ГКО будут использоваться по назначению.

В понедельник, 24 ноября, замминистра финансов Татьяна Нестеренко, выступая на заседании бюджетного комитета Совета Федерации, сообщила, что в 2015 году Минфин намерен возродить размещение ГКО, известных финансовому рынку РФ со времен 90-ых годов.

«С этого года мы создаем репо overnight, размещение свободных средств бюджета на одну ночь. И, наверное, будем опять восстанавливать при необходимости инструмент ГКО»,- цитирует агентство ТАСС замминистра финансов.

«Когда ты имеешь возможность размещать средства на один день, нужно еще иметь возможность на очень короткое время занимать»,- пояснила госпожа Нестеренко.

Поскольку у большинства россиян краткосрочные облигации госзайма прочно ассоциируются с дефолтом 1998 года, она подчеркнула, что ГКО будут использоваться не для «латания» бюджетных дыр, а именно для покрытия кассовых разрывов.

Минфин планирует вернуться к практике 90-ых - размещению краткосрочных гособлигаций

Первые аукционы по размещению ГКО стартовали в 1993 году. Вырученные Минфином средства от реализации бумаг направлялась на покрытие дефицита бюджета РФ. Постепенно этот инструмент завоевал признание, и в 1996 году на аукционы пришли зарубежные инвесторы. Такая популярность ГКО объяснима — доходность облигаций довольно долгий период составляла выше 100% годовых. Тем временем доходы бюджета не позволяли провести погашение прежних выпусков и Минфину приходилось снова занимать под бумаги новой эмиссии и в еще большем объеме. В итоге инструмент займа превратился в финансовую пирамиду государственного масштаба.

В 1997 году, когда разразился мировой нефтяной кризис, ГКО стали основным источником пополнения дефицита российского бюджета, а их доходность выросла до 140% годовых.

Через год, в 17 августе 1998 года, грянул дефолт — правительство РФ отказалось платить по этим обязательствам,  заморозив все погашения до конца года. В итоге, государство с задержкой, но все-таки рассчиталось по бумагам, правда не со всеми держателями, и рубль к тому времени обесценился в 2,5 раза.
Очень скоро после скандала ГКО вернулись на рынок займов, но в 2004 году Минфин полностью отказался от их выпуска, благодаря и без того высокой доходности бюджета.

По мнению экспертов, повторения пирамиды ГКО не будет, если инструмент будет использоваться по назначению, т. е. для устранения кассовых разрывов бюджета. Центробанк полагает, что его применение снизит влияние бюджетных потоков на банковскую ликвидность.

«Использование ГКО в качестве инструмента управления краткосрочными средствами создаст предпосылки для более эффективного управления Федеральным Казначейством остатками средств на своих счетах», — цитирует ТАСС сообщении пресс-службы ЦБ.

Будет ли этот инструмент интересен рынку, зависит от доходности бумаг, говорят эксперты.

При этом они выражают некоторую обеспокоенность, что Минфин может расходовать средства, полученные под ГКО, не по назначению, а, например, на здравоохранение или военные расходы. «Это очень опасно, то же самое было в 1998 году»,- напоминают аналитики.