Заключение аудиторов привело руководство «Аэрофлота» в недоумение. В среду в «Аэрофлот» получил Представление Cчетной палаты РФ, которая проверяла деятельность авиакомпании за 2010-2011 годы, а также девять месяцев 2012 года. Выводы, сделанные аудиторами СП, сильно удивили руководство «Аэрофлота».
Вот что говорится в пресс-релизе СП РФ: в стоимость перевозок «Аэрофлота» закладывается не только обновление парка самолетов, но и «наличие большого объема неэффективных затрат».
«При оценке финансовых вложений установлены случаи принятия советом директоров экономически неэффективных решений в части создания и управления дочерними и зависимыми обществами. В ходе контрольного мероприятия было установлено, что обществом проводились торги преимущественно на поставки товаров и услуг, стоимость которых незначительна, а договоры стоимостью свыше 10,0 млн рублей заключены без проведения торгов», — говорится в пресс-релизе Счетной палаты.
Такие выводы стали настоящим сюрпризом для руководства «Аэрофлота». Ведь авиакомпания уже давно зарекомендовала себя одним из самых успешных авиаперевозчиков в мире.
Неслучайно она славится удобным для пассажиров временем отправления и прибытия рейсов, новыми надежными безопасными самолетами. Все это, по мнению руководства компании, является важнейшим конкурентным преимуществом российского авиаперевозчика. «Например, по проценту занятости кресел наша компания в 2012 году вошла в европейский топ-10. С результатом 77,9% авиакомпания занимает 8-е место на континенте. Мы практически удвоили чистую прибыль по отношению к 2010 году. Теперь авиакомпания вошла в европейский топ-3 по финансовым результатам деятельности в 2011 году. Поэтому вывод аудиторов СП о неэффективности авиаперевозчика ничего кроме недоумения вызвать у нас не может», — сообщили в компании. Из пресс-релиза авиаперевозчика следует, что руководство «Аэрофлота» крайне удивлено отнесением рекламных и административных расходов компании к неэффективным затратам.
Так с 2012 года авиакомпания перевозит более миллиона пассажиров ежемесячно. Нарастить пассажиропоток удалось именно благодаря активной рекламной кампании, прежде всего за рубежом. Более того, в пресс-релизе говорится компании говорится, что на рекламу в «Аэрофлоте» уходит 0,6% от выручки за реализацию, при том что cоветом директоров установлено ограничение на уровне 1%. А ведь другие крупнейшие авиаперевозчики мира на рекламу направляют до 3% выручки.
Необоснованным в авиакомпании считают и упрек в том, что заключение контрактов свыше 10 миллионов рублей проводится без проведения торгов.
Но тут кроется кое-какая хитрость. Дело в том, что стоимость, проведенная через торги, значительная. И далеко не все контракты можно заключать на конкурсной основе. Современная ситуация в гражданской авиации такова, что самолеты приобретаются уж точно не на торгах.
«Просто каждый авиалайнер — это по-настоящему дорогостоящий и штучный товар. В связи с этим ведущие авиакомпании мира ищут и заказывают специально для себя подходящие суда и отслеживают их подготовку еще на стадии производства. Так же поступаем и мы», — сообщили нам в компании.
По итогам проверки СП направила представления в Минтранс и Росавиацию. Переданы также информационные письма. Их получили Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Материалы проверки отданы в Службу экономической безопасности ФСБ и МВД, а отчет по результатам проверки — в Госдуму и Совет Федерации.