Вчера Госдума приняла в трех чтениях законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»
Как уточнил автор поправки депутат Анатолий Аксаков, статья 1 Федерального закона от 27.09.2009 № 227-Ф3 «О приостановлении действия отдельных положений статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предусматривает временную, на срок с 28 сентября 2009 года до 31 декабря 2010 года, отмену обязанности Банка России вводить банкам — участникам системы страхования вкладов запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц при нарушении установленных требований по группам показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, а также обязательных нормативов.
В условиях действия моратория на введение Банком России банкам — участникам системы страхования вкладов запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц Банку России предоставлена необходимая гибкость в возможности выбора соответствующего решения при применении к банкам — участникам системы страхования вкладов мер воздействия.
В текущем году у ряда банков, в том числе системообразующих, ввиду ухудшения качества их кредитных портфелей возникла необходимость досоздания в значительных объемах дополнительных резервов на возможные потери, что повлияло на результаты оценки по установленным Федеральным законом от 23.12.2003 № 177-Ф3 «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» группам показателей капитала, активов, доходности и ликвидности и на значения обязательных нормативов банков.
Так, в условиях настоящего моратория при нарушении установленных требований по группам показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, обязанность ввести запрет не наступила:
— по состоянию на 01.01.2010 — в отношении 49 банков — по группе показателей оценки доходности;
— по состоянию на 01.04.2010 — в отношении 75 банков, их которых 73 банка нарушали показатели оценки доходности;
— по состоянию на 01.07.2010 — в отношении 85 банков, из которых 84 банка нарушали показатели оценки доходности;
— по состоянию на 01.10.2010 — в отношении 89 банков, из которых 87 банков нарушали показатели оценки доходности.
Таким образом, до середины 2010 года наблюдался рост количества банков, которым Банк России в условиях отсутствия действующего в настоящее время моратория был бы обязан ввести запрет на привлечение денежных средств физических лиц. Однако, необходимо отметить, что совокупные убытки не увеличиваются. Например, по состоянию на 01.10.2010 количество убыточных банков — участников системы страхования вкладов составило 100 (01.07.2010 — 113), при этом общая величина понесенных ими убытков сократилась в III квартале 2010 года с 24,4 млрд.руб. до 18,1 млрд.руб. Указанная тенденция свидетельствует об объективном отражении банками в отчетности финансовых результатов, не опасаясь санкций регулятора, а их убытки носят ограниченный характер.
Вместе с тем, заметное количество банков не успевает до конца года за счет операционной прибыли компенсировать потери, понесенные в период кризиса, и, как следствие, не имеет возможности выполнять установленные Федеральным законом требования к участию в системе страхования вкладов, что создает системную угрозу. Без изменения законодательства группа банков попадет в зону регулятивного риска.
Подготовленный законопроект предусматривает продление срока действия моратория на введение Банком России банкам — участникам системы страхования вкладов запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц при нарушении установленных требований по группам показателей оценки капитала, активов, доходности и ликвидности, а также обязательных нормативов, на одно полугодие (до 1 июля 2011 года).
При этом, как и прежде, временное изменение порядка применения мер ответственности предлагается при одновременном сохранении контроля над параметрами деятельности банков-участников и приемлемого уровня риска для системы страхования вкладов.
В отношении банков, не соответствующих критериям достоверности учета и отчетности, прозрачности структуры собственности и качества управления, на которые не оказывает существенное влияние финансовый кризис, нормы действующего Федерального закона по введению Банком России запрета сохраняются.
С 1 июля 2011 года восстанавливается обязанность Банка России принимать решения о введении запрета при нарушении ранее приостановленных требований к участию банка в системе страхования вкладов.