Несмотря на замедление роста спроса в начале 2009 года, предновогодние траты вселяют оптимизм. Впервые на вершине рейтинга самых популярных подарков — детские игрушки.

Специалисты «Ситибанка» провели дополнительное исследование фактических трат российских потребителей и сопоставил данные с прогнозом, сделанным в начале декабря 2009 года. Расходы в декабре существенно превысили ожидания: прирост к среднемесячному значению за год составил 22% против прогнозируемых 14%. Причем отдельные категории покупок показали рекордный рост как по отношению к среднемесячному значению за 2009 год, так и по отношению к декабрю 2008 года.

Базой исследования стали статистические данные о покупках, совершенных клиентами Ситибанка с использованием кредитных карт. В ходе исследования были проанализированы данные за период с начала 2006 года до конца 2009 года, при этом выборка составляла более 50 000 клиентов, отобранных случайным образом.

Михаил Бернер, руководитель департамента кредитных продуктов «Ситибанка», так оценил результаты исследования: «Уже в третьем квартале прошлого года мы отмечали признаки восстановления потребительского спроса. И это позволило нам сделать, как тогда казалось, довольно оптимистичный прогноз. Поэтому мы вдвойне рады тому, что он подтвердил и даже превзошел ожидания по большинству категорий покупок. Особенно приятно отметить возросшую популярность детских игрушек, ведь Новый год – это, в первую очередь, семейный праздник».

Среди различных категорий покупок наиболее впечатляющий рост в декабре показали Магазины игрушек: в этой категории покупок расходы увеличились на 114% к среднемесячному значению за весь год. Если же сравнивать декабрьские покупки в Магазинах игрушек с декабрем предыдущего года, то рост также впечатляющий – почти в 3 раза. Особой популярностью в ряде магазинов пользуется игрушка с необычным именем Bakugan. Таким образом, если в 2008 году, после начала кризиса, россияне старались сэкономить на новогодних подарках для детей, то в 2009 году они были менее сдержаны в тратах на данные виды товаров.

На втором месте в рейтинге наиболее популярных покупок оказалась Ликеро-водочная продукция. Эта категория покупок традиционно оказывается в числе лидеров в предновогоднее время. Прогноз в 73%, сделанный Ситибанком в начале декабря, оказался довольно близким к действительности: в декабре россияне потратили на эту продукцию на 85% больше, чем в среднем тратили в месяц в 2009 году.

Парфюмерия и косметика, возглавлявшая рейтинг предновогодних покупок в прошлом году, в этом году откатилась на третье место, хотя декабрьский прирост расходов в этой категории сопоставим с прошлогодними данными – 74% в этом году против 77% в прошлом. Ситибанк прогнозировал 52%-ный прирост расходов в этой категории, т.е. в реальности потребители потратили больше.

Ювелирные изделия и часы, которые традиционно входят в список наиболее популярных подарков на Новый год, в этом году переместились с шестого места в рейтинге на четвертое с 74%-ным приростом в декабре к среднемесячному значению за год (в прошлом году прирост составил 35%).

Покупки в Кондитерских изделиях, как и ожидалось, возросли в декабре на 67% к среднемесячному значению за год против прогнозируемых 57%. Ситибанк в декабрьском исследовании ожидал, что эта категория возглавит рейтинг предновогодних покупок. Однако в итоге покупки сладкого оказались лишь на пятом месте — далеко позади других категорий, показавших более значительный рост.

Расходы на Товары для дома также значительно превысили ожидания, заняв шестое место в рейтинге предновогодних покупок. Объем расходов в этой категории возрос в декабре на 67% по сравнению к среднегодовому значению (в декабре Ситибанк прогнозировал этой категории расходов десятое место в рейтинге с 27%-ным приростом).

Компьютеры и программное обеспечение, как и ожидалось, в 2009 году вернулись в ТОП-10 рейтинга предновогодних покупок и оказались на седьмом месте, превысив ожидания Ситибанка по относительному приросту расходов в декабре (64% против прогнозируемых 38%). Также Компьютеры и программное обеспечение попали в пятерку категорий покупок с наибольшим приростом расходов к декабрю 2008 года – 55%. В прошлогоднем исследовании отмечалось, что компьютеры не вошли в ТОП-10 рейтинга предновогодних расходов в 2008 году, но в 2009-м эта категория покупок полностью вернула утраченные позиции.   
 
Прирост расходов на Электронику в декабре оказался на 6 процентных пунктов ниже ожиданий и составил 61% к среднемесячному значению за весь год.

Спортивные товары оказались на девятом месте в рейтинге предновогодних покупок с приростом в 58% по отношению к среднемесячному значению за весь 2009 год. Если в 2006 году в предновогоднее время существенного увеличения расходов в данной категории не наблюдалось, то 2007-2009 гг. показали, что Спортивные товары становятся популярными предновогодними покупками.

Значительно превысили ожидания траты в Парикмахерских и Салонах красоты. И хотя в рейтинге эта категория расходов занимает десятое место с 48%-ным увеличением расходов в декабре к среднемесячному значению за год, прирост по сравнению с декабрем прошлого года еще более впечатляющий – 61%. Такой результат в наибольшей степени обусловлен экономией на этой категории расходов в 2009 году.

Средства связи не вошли в число десяти категорий покупок, показавших наиболее существенный рост в декабре, однако прирост расходов в этой категории оказался довольно близок к прогнозу Ситибанка с результатом 48% против 54% прогнозируемых.

Прирост расходов в декабре 2009 года в категории Открытки и магазины подарков полностью совпал с прогнозом Ситибанка и составил 36% по отношению к среднемесячному значению за весь год. Однако из-за того, что траты потребителей в других категориях оказались выше ожиданий, Открытки и магазины подарков оказались за пределами ТОП-10 — лишь на 14 месте.

Расходы на Развлечения, как и ожидалось, в декабре 2009 года показали существенный рост – в 2,6 раза по сравнению с декабрем 2008 года. Как уже отмечал Ситибанк в декабрьском исследовании, в 2008 году напряженная ситуация в экономике и негативные ожидания заставили россиян существенно сократить траты на развлечения в преддверии Нового года. В этом году на развлечениях российские потребители экономили существенно меньше.