Депутаты Государственной Думы, экономисты и актуарии считают, что принятие законопроекта ЛДПР о заморозке тарифов ОСАГО до 2017 года приведет к уходу всех страховщиков  с этого рынка.

Политики и экономисты предрекают «финансовый апокалипсис» ОСАГО

Сразу несколько экспертов подвергли критике предложение не повышать тарифы на «автогражданку»  в течение двух лет, поступившее вице-спикера Госдумы от фракции ЛДПР Игоря Лебедева и главы думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, депутата фракции ЛДПР Ярослава Нилова.

Комментируя этот законопроект, депутаты Государственной думы отметили, что он не имеет под собой актуарного и расчетного обоснования. По мнению
первого заместителя председателя комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, инициатива ЛДПР не найдет поддержки у многих депутатов законодательного собрания. Емельянов  считает, что заморозка тарифов должна привести к заморозке роста лимитов выплат, что однозначно не найдет понимания у автовладельцев, и вызовет вопросы к думцам, принявшим такое решение. «Насколько мне известно, решение ЦБ РФ о росте тарифов имело под собой актуарно-расчетную базу. В любом случае, решение о заморозке цен на ОСАГО не может быть принято кем бы то ни было в одностороннем порядке, оно должно быть согласовано с Правительством и с Центробанком».

Отказался поддержать инициативу и депутат Госдумы, председатель межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, посчитавший, что такое предложение «отдает популизмом». По мнению депутата, стоимость полиса должна увеличиваться из-за роста цен на импортные запчасти и лакокрасочные материалы. Депутат также отметил, что сегодня лимит «по железу» составляет всего 160 тысяч рублей при объективной необходимости повышения лимита до двух миллионов, но существующий тариф не может покрыть рост лимитов. По его мнению, повышать тарифы нужно, однако эта процедура должна быть максимально прозрачной. «Автомобилисты, особенно в регионах, устали от того, что нельзя ни толком застраховаться, ни получить полного возмещения, — отметил депутат. — Мы не можем себе позволить раскачивать эту ситуацию, заморозив тариф для водителей и обрушивая страховой рынок. Ответственность при этом будет целиком на тех депутатах Госдумы, которые проголосуют за данную инициативу. Не думаю, что многие пойдут на это».

Экономические последствия возможной заморозки тарифа прогнозирует управляющий директор Эксперт РА Павел Самиев. По его мнению, заморозка тарифа приведет к исчезновению на этом рынке всех надежных компаний. Если тариф будет заморожен, по оценкам Самиева, убыточность ОСАГО уже к концу года составит 130 —  135 % (тогда уйдет треть компаний), 150 % — к концу 2016 года (другая треть), а к 2017 году «убыточность рынка прогнозировать вообще бесполезно, так как рынка ОСАГО в России к этому моменту не будет, роль страховщиков займут «однодневки». Оформить полис будет нельзя, получить выплату по нему – тем более. Это будет «эпоха мошенников», автоподстав и бандитов на дорогах. Это «финансовый апокалипсис», — считает эксперт.

Другие оценки у управляющего партнера Akteon Asset Management Андрея Кинякина, который в случае заморозки тарифа прогнозирует уровень убыточности  рынка ОСАГО от 105-108 % и до 130 % в убыточных регионах к концу года. К 2017 году она составит, по мнению экономиста, до 200 %. Такой показатель убыточности Кинякин назвал «концом регионального рынка».

Напомним,   20 марта ЦБ объявил,  что базовый тариф по ОСАГО будет повышен с 12 апреля на 40%, при этом расширяется до 20% коридор, в  рамках которого страховые компании могут устанавливать свои тарифы.