Национальный союз страховщиков ответственности (НССО) полагает, что освобождение владельцев опасных объектов от осуществления обязательного страхования приведет либо  к социальной незащищенности граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев опасных объектов, на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р., которым утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году.

«Каникулы» для взносов по ОПО грозят ростом издержек владельцев опасных объектов и социальной несправедливостью  – глава НССО

Как сообщил президент НССО Андрей Юрьев, позиция НССО направлена во все заинтересованные ведомства, среди которых Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная служба по экологическому,  технологическому и атомному надзору, Служба Банка России по финансовым рынкам.

Как пояснил президент НССО, предусмотренное п. 21 Плана освобождение от уплаты страховых взносов по договорам страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОПО) не только нарушает нормы налогового и  гражданского законодательства Российской Федерации, в соответствии с которыми не допускается заключение договора страхования без оплаты страхователем страховой премии (ст. ст. 929, 954 Гражданского кодекса Российской Федерации), но и противоречит основополагающим принципам  страхования. Следовательно, реализация поручения в этой части невозможна в соответствии с действующим законодательством.

Если рассматривать возможность освобождения владельцев опасных объектов (всех, кроме 1-го класса опасности) от обязанности заключения договора обязательного  страхования, то необходимо обратить внимание, что, по  данным автоматизированной информационной системы  НССО  (АИС НССО),  количество опасных производственных объектов 1-го класса опасности составляет менее 1% от общего количества опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.

Таким образом, отсутствие договоров обязательного страхования в отношении 99% опасных объектов повлечет отсутствие страховой защиты потенциальных потерпевших, к которым относятся не только работники предприятий, но и все население в целом, что, по мнению НССО, является недопустимым.

При отсутствии договора обязательного страхования и возникновении аварии на опасном объекте, возникнет вопрос, кто будет осуществлять возмещение вреда потерпевшим. Если при возникновении аварий на опасных предприятиях ущерб потерпевшим будет компенсировать государство, то это приведет к дополнительным расходам бюджетных средств. Механизм, при котором владельцы опасных объектов будут самостоятельно осуществлять выплаты потерпевшим денежных средств, повлечет резкое увеличение издержек соответствующих предприятий. В мировой практике, именно во времена финансовой нестабильности, институт страхования используется как способ минимизации возможных финансовых рисков промышленных предприятий.

Более того, в Российской Федерации, по состоянию на январь 2015 года, в соответствии с данными АИС НССО, 29 объектов, подлежащих страхованию, имеют максимальную страховую сумму в размере 6,5 миллиардов рублей. При этом 27 объектов  из них являются гидротехническими сооружениями, для которых не установлен класс опасности, соответственно, ответственность владельцев указанных объектов  не будет застрахована. Обращаем внимание, что Закон 225-ФЗ был принят в 2010 году как следствие произошедшей катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС и был направлен на защиту интересов владельцев опасных объектов и потенциальных потерпевших.

«Мы полагаем, что освобождение владельцев опасных объектов от осуществления обязательного страхования приведет либо  к социальной незащищенности граждан, либо к значительному увеличению издержек владельцев опасных объектов, на минимизацию которых и направлены меры, изложенные в Распоряжении Правительства», — подчеркнул А.Юрьев.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р также предусматривается поручение о совершенствовании механизма страхования, предусмотренного Законом 225-ФЗ и  пересмотре  уровня страховых тарифов. Обращаем внимание, что в декабре 2014 года,  в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от  30 декабря 2013 г. N 2590-р  Планом законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2014 год, Минфин России подготовил и внес в Правительство Российской Федерации законопроект о внесении изменений в Закон 225-ФЗ. Банк России в настоящее время завершает работу по анализу действующих страховых тарифов.  НССО считает целесообразным  скорейшее рассмотрение и принятие  подготовленного Минфином России законопроекта, и принятие решения об уровне страховых тарифов  по итогам анализа Банка России с учетом изменений Закона 225-ФЗ, которые, по нашему мнению,  позволят снизить издержки владельцев опасных объектов.

Национальный союз страховщиков ответственности является единым общероссийским профессиональным объединением страховщиков, осуществляющим реализацию Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (Закон 225-ФЗ).