В апреле 2016 года «Интернет Барометр России» завершил опрос российских интернет пользователей посвященный тому, как они переживают кризисные явления в экономике на работе и дома. В опросе приняло участие 1144 пользователей интернета в возрасте от 18 до 60 и старше лет из различных регионов России. Ниже представлены краткие результаты этого исследования.

Работа и дом: российский интернет и кризис

  1. 43% пользователей интернета принявших участие в опросе не хватает в условиях кризиса располагаемых денежных доходов даже на удовлетворение  повседневные нужд. 39% респондентов таких денежных доходов хватает с трудом.  Еще 5% пришлось сменить работы (взять дополнительную подработку) чтобы свести концы с концами. Только 9% опрошенных заявили, что не испытывают каких либо затруднений связанных с недостатком денежных средств. Еще 4% или затруднились с ответом на данный вопрос или высказали свою особую позицию.
  2. Cамым распространенным способом экономии среди опрошенных пользователей интернет стал полный или частичный отказ от развлечений (меньше ходят или совсем  не ходят в кино, театры, развлекательные центры, аквапарки и т.д). Данный способ экономии практикуют 59% респондентов, которые испытывают в условиях кризиса затруднения в денежных средствах. 57% указали, что в связи с кризисом они стали экономим на покупках товаров повседневного спроса (например, одежды)Еще 52% экономят  на питание вне дома (берут на работу еду из дома, ограничивают себя в  посещение ресторанов и экономим на фаст фуде). 47% — экономят  на путешествиях и отдыхе внутри страны или за рубежом (частично или полностью отказывают себе в этом).  42% респондентов из-за кризиса отложили отдельные необходимые траты на будущее (например, ремонт автомобиля, квартиры, затраты на обучение и т.д). 33%  экономят на собственном  здоровье (например, отложили до лучших времен поход к стоматологу и т.д). По 24%  — экономят на транспорте или(и) на услугах связи (переходят на более дешевые тарифы, отказываються от ненужных услуг — например домашнего телефона или платного ТВ).  21% — экономит  на коммунальных услугах (например, более экономно используют свет и воду). Еще 8% перестали платить по кредитам или другим обязательным платежам (штрафам, коммунальным платежам и т.д). Другие способы экономии указали около 5% респондентов.
  3. Около 38% принявших участие в опросе не работают (учатся, являются пенсионерами, домохозяйки (находятся в декретном отпуске) или  являются в настоящее время безработными). Другим 62% респондентов был задан вопрос о том, как сказался кризис на их предприятииУ 16% респондентов кризис никак не сказался на их работе, у 18% — сказался незначительно (работы и заказов стало несколько меньше, чем раньше). 3% работающих респондента указали, что ситуация на их предприятии во время кризиса даже улучшилась  (работы стало больше). 30% респондентов отметили, что ради сохранения работы им приходиться выполнять больше заказов за меньшие деньги, чем до кризиса. 25% указали, что в новой экономической реальности их предприятие испытывает серьезные трудности (работы и заказов стало значительно меньше). 3% отметили, что их предприятие сейчас находится на грани банкротства (закрытия). Еще 5% указали свой вариант ответа на данный вопрос (например, предприятие на котором они работают было реорганизовано(поглощено), предприятие испытывает серьезные проблемы с поставщиками,  катастрофическое  снижение прибыли и т.д.)
  4.  По данным опроса  интернет-пользователей на 19% предприятий где они работают кризис  совсем не отразился  или  даже ситуация улучшилась. Наибольший % таких предприятий в отрасли Cвязь и ИКТ (67%), а также  среди производственных компнаний (36%).
  5. На предприятиях, испытывающих финансовые трудности вследствие кризиса,  самым популярным способом сокращения затрат  стало увольнение сотрудников. Данную меру практиковали 38% таких компаний. На 31%  предприятий сократили зарплату, на 30% — отменили дополнительные выплаты (премии, бонус и т.д). 23% предприятий сокращают затраты за счет отмены традиционные мероприятия которые раньше оплачивала организация, 18% — провели налоговую оптимизацию своей деятельности (например, вывели часть сотрудников за штат или сократили официальную зарплату перейдя на выплаты «в конвертах«).  15% компаний оптимизируют свои расходы за счет смены офиса (отказа от части арендуемых помещений). 5% респондентов указали другие способы сокращения затрат в компаниях, где они работают (например, сокращение закупок канцелярии, перевод стотрудников на укороченную неделю, объединение с другими компаниями  и т.д.)

Мы благодарим всех 1144 интернет-пользователей из разных регионов страны принявших участие в нашем опросе.  Ваше мнение было доведено нами до 8779 региональных и федеральных СМИ. С публикациями основанными на данных проведенных нами  опросов Вы можете познакомиться в соответвующем разделе нашего сайта.

C полной версией отчета и видео-презентацией Вы  можете ознакомиться  по ссылке

СПРАВКА:

«Интернет Барометр России» — проект созданный  для того, что бы максимально точно определить  отношение российского интернета к различным проблемам, событиям и окружающему миру. Это единственный независимый проект такого рода который собирает объективное мнение интернет-пользователей различных социальных групп. Мы  — зеркало отражающее позицию  российского интернет сообщества по различным вопросам.