ОНФ организует системный мониторинг закупок госкомпаний, компаний с госучастием и банков, которые получают финансовую поддержку государства, чтобы не допустить неэффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на борьбу с кризисом.

ОНФ берет на контроль расходы компаний и банков, претендующих на получение финпомощи государств

В список претендентов на госпомощь вошли 199 крупнейших компаний, которые находятся в юрисдикции РФ, оказывают существенное влияние на формирование ВВП, занятость населения и социальную стабильность. Каждая из этих компаний может рассчитывать на сумму не более 5 млрд руб.

Отдельно поддержку получает банковский сектор. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) утвердило список из 27 банков, включая крупнейшие российские финансовые организации: ВТБ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Россельхозбанк, которые государство докапитализирует через облигации федерального займа. На эти цели предусмотрен 1 трлн руб. за счет резервов Фонда национального благосостояния. В качестве условий получения помощи установлено, что в течение трех лет банки не повышают вознаграждение руководству и размер фонда оплаты труда работников.

При этом, активисты ОНФ напоминают, что часть компаний и банков, претендующих на антикризисную господдержку, ранее становились фигурантами антирейтингов ОНФ, связанных с расточительными и неэффективными закупками. Те в свое время оправдывались тем, что тратят не бюджетные деньги, а те, что заработали сами, и могут позволить себе совершать дорогостоящие покупки за счет полученной прибыли.

Чаще всего в расточительных тратах в исследованиях ОНФ были замечены «дочки» ОАО «Газпром», стремящиеся закупать автомобили премиум-класса за 8-10 млн руб. Также в чрезмерной любви к дорогим авто замечен был банк ВТБ, который в мае 2014 года приобрел Mersedes-Benz за 9,7 млн руб.

Многократно критиковалась ФГУП «Почта России» за многомиллионные закупки самых различных услуг, не только расточительных или сомнительных, но и совсем не нужных.  Например, консультации по приобретению доли в уставном капитале банка обошлись Почте России в 19,5 млн руб., при том, что такая покупка запрещена ФГУПам в принципе.

ОАО «Аэрофлот» критиковалось за чрезмерные расходы на пиар: расходы на маркетинг и рекламу в 2014 году составили 5 млрд руб., из которых 302 млн руб. пошли на продвижение компании в сети Интернет и в соцсетях. ОАО «РусГидро» – за закупку в 2014 году сувенирной и подарочной продукции VIP- и бизнес-класса на сумму 44 млн руб.

«Все эти примеры заставляют нас особенно пристально следить за тем, как получатели госпомощи будут ею распоряжаться. Мы призываем компании и банки пересмотреть свою закупочную политику как минимум на ближайшие три года и не транжирить казенные деньги на неоправданные закупки. Оказание финансовой поддержки со стороны государства налагает на эти структуры особую ответственность по эффективному планированию и расходованию этих денег. А активисты ОНФ будут регулярно мониторить закупки госкомпаний, компаний с госучастием и государственных предприятий (ФГУПов и МУПов), особенно тех, кто ранее был уже замечен в расточительных и неэффективных тратах и не реагировал на критику со стороны Народного фронта», – заявил член Центральной ревизионной комиссии ОНФ, первый зампред комитета Госдумы по экономполитике Виктор Климов.