Закон «О потребительском кредите (займе)», который вступил в силу почти год назад и должен был обезопасить заемщиков от нарушения их прав со стороны кредитных организаций и коллекторов, по многим нормам не действует. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга работы банков и микрофинансовых организаций, проведенного активистами проекта ОНФ «За права заемщиков».

В ОНФ считают, что многие нормы закона о потребительском кредите оказались фикцией

Изучение жалоб заемщиков показало, что, несмотря на требования закона о потребкредите, граждане по-прежнему часто сталкиваются с навязыванием им дополнительных услуг (страховки, комиссии, уведомления и т.д.), а также с проблемами при возврате денег после отказа от так называемой добровольной страховки. Заемщику часто отказывают в выдаче кредита при отказе от страховки, а в некоторых случаях – даже не сообщают о включении этого условия в договор. Не стало более понятным и после вступления закона в силу требование указывать полную стоимость кредита (ПСК), вокруг которого изначально шли споры, вызванные в том числе непониманием методики расчета этой стоимости. Исследование ОНФ подтверждает, что это нововведение по-прежнему загадка как для клиентов, так и для и многих сотрудников банков.

Как отмечают эксперты проекта ОНФ «За права заемщиков», много вопросов вызывает и статья закона о потребительском кредите, касающаяся передачи долга клиента на взыскание коллекторским агентствам. Кредитор имеет право передать долг на взыскание третьим лицам, если заемщик при заключении договора прямо не запретил такие действия. Но, по сути, это выбор без выбора: пункт о согласии на передачу персональных данных третьим лицам для взыскания просроченной задолженности заранее присутствует в типовом договоре. В случае отказа подписывать договор на указанных условиях банк просто не выдаст кредит. Об этом открыто говорят сами банкиры.

«К сожалению, наш мониторинг показал, что многие нормы, которые задумывались как благо для заемщиков, на деле оказались фикцией. Однако наша цель – это создание работающего механизма защиты прав клиентов банков и микрофинансовых компаний. Поэтому в начале июня я внес в Госдуму проект поправок, согласно которым  коллекторам запрещается вступать в контакты с должником больше двух раз в сутки, при этом они обязаны соблюдать установленные требования о защите банковской тайны и персональных данных. Помимо этого, мы будем работать над законодательными инициативами, которые позволят наказать кредитора за навязывание страховок и других дополнительных услуг при выдаче кредита», – отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов.

Пресс-служба ОНФ