В ОНФ надеются, что сегодня в первом чтении будет принят законопроект об ужесточении наказания для банков за нарушения в финансовой рекламе.

В ОНФ надеются, что сегодня будет принят законопроект об ужесточении наказания для банков за нарушения в рекламе

Данный законопроект, который троектратно увеличивает штрафы для финансовых организаций за сомнительные маркетинговые подходы в рекламе, был внесен руководителем проекта ОНФ «За права заемщиков», первым зампредом комитета Госдумы по экономполитике Виктором Климовым.  Вчера Совет Госдумы одобрил к принятию в первом чтении законопроект.

«Я благодарен коллегам-депутатам из комитета по конституционному законодательству и государственному строительству за то внимание, которое они уделили нашему законопроекту: мы несколько раз собирались для обсуждения документа и в итоге сошлись во мнении, что он готов к принятию в первом чтении. Тем более что и ФАС, и Центробанк концептуально поддержали наши предложения. Ко второму чтению нам предстоит обсудить замечания и сформулировать возможные поправки. Есть разные мнения по поводу суммы штрафов, мы будем обсуждать и этот вопрос, главное – сохранить саму идею законопроекта: штрафы за нарушения правил финансовой рекламы должны быть существенно увеличены», – отметил Виктор Климов.

Реклама финансовых услуг лидирует в списке нарушителей рекламного законодательства – около четверти всех нарушений, которые выявляет Федеральная антимонопольная служба, приходится именно на этот сегмент. При этом, согласно проведенному экспертами проекта ОНФ «За права заемщиков» мониторингу рынка рекламной продукции банков, существующие штрафы для юридических лиц от 100 тыс. до 300 тыс. руб. не производят должного эффекта на нарушителей правил финансовой рекламы.

В этой связи Виктор Климов выступил с инициативой поднять нижнюю планку штрафов до 300 тыс. руб., а верхнюю – до 1 млн руб. Он также предложил дополнить статью 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях отдельным пунктом, который будет регулировать рекламу финансовых услуг (аналогично с рекламой лекарств и медицинских услуг).

Эксперты ОНФ отмечают, что банки стараются привлечь клиентов при помощи различных маркетинговых подходов. В частности, привлечением знаменитостей и так далее, однако нередко такая реклама вступает в противоречие с законодательством, потому что не предоставляет заемщикам полной и достоверной информации и умалчивает об условиях оказания сопутствующих услуг, ведущих к тому, что займ становится значительно дороже, чем написано на рекламном плакате. Среди наиболее частых нарушений правил финансовой рекламы – мелкий, нечитаемый текст на рекламных щитах, расположенных вдоль скоростных трасс, содержащий важные для потребителя условия; указание в рекламе только минимальной процентной ставки по кредиту без упоминания других условий, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы заемщика.

В результате люди берут займы, не имея полного представления об их стоимости, и затем оказываются не в состоянии вернуть долг. По информации Центробанка РФ на 1 февраля 2015 года, размер кредитов с просроченными платежами свыше 90 дней вырос с начала года на 5% и достиг 911 млрд руб. (это 8,4% от суммы кредитов, выданных физлицам).