Руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков», зампред комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов обратился к председателю Центрального банка РФ Эльвире Набиуллиной с просьбой проверить, как банки информируют клиентов об изменениях процентных ставок по действующим кредитам, снижении лимитов по кредитным картам, росте комиссии за снятие с них наличных. Мониторинг, проведенный экспертами проекта, показал, что клиенты банков зачастую узнают о таких изменениях только при расчетах с кредитной организацией. 

ОНФ обратился в ЦБ с просьбой проверить как банки информируют граждан об изменениях условий договоров

ОНФ провел мониторинг сайтов десяти банков, лидирующих по числу выданных кредитных карт: Сбербанк России, банк «Русский стандарт», Альфа-банк, «Бинбанк кредитные карты», банк «Хоум кредит», Банк Москвы, МДМ банк, Росгосстрах банк, ЮниКредит банк, Московский кредитный банк. Шесть из них сообщили на своих сайтах о повышении ставок по вновь выдаваемым кредитным картам, четыре — о повышении комиссии за снятие денег с любых кредиток в банкоматах и пунктах выдачи наличных. Один банк сообщил о повышении платы и комиссии по страховкам для заемщиков и еще один ограничил лимит по снятию наличных для всех своих кредиток до 10% в месяц от установленного лимита.

А Банк «Авангард», к примеру, сообщил о повышении ставок по уже действующим кредитным картам, чем вызвал волну критики со стороны возмущенных клиентов. В рамках изменения тарифов некоторые банки повысили ряд дополнительных комиссий по кредитным картам, например, за переводы на счета третьих лиц с кредитного счета, за валютную конвертацию при оплате товаров и услуг за рубежом. Обычно банк раскрывает информацию о такого рода изменениях в условиях кредитования на официальном сайте, а также в своих офисах и через «личные кабинеты» клиентов в интернете. Но данный порядок уведомления, отмечают эксперты проекта «За права заемщиков», неудобен для большинства граждан: чтобы узнать о таких серьезных изменениях в условиях кредитования, им требуется иметь выход в интернет, самостоятельно разыскивать информацию в сети, практически постоянно пользоваться «личным кабинетом» на сайте банка.

«К сожалению, банки предпочитают перекладывать ответственность за информирование на самих клиентов – чтобы быть в курсе дела, граждане должны регулярно мониторить банковский сайт. При этом порой важная информация бывает скрыта в самой глубине сайта. По нашему мнению, целесообразно было бы закрепить для кредитных организаций единый порядок информирования населения об изменении условий договора (с включением в текст договора), в том числе почтовым сообщением, телефонным звонком, сообщением СМС, сообщением электронной почты. В зависимости от способа извещения требуется установить и сроки вступления изменений в силу. Мы попросили Центральный банк выяснить, как банки информируют клиентов об изменениях по действующим кредитам, и принять меры к тому, чтобы граждане имели возможность получать столь важную информацию своевременно, а не постфактум», – отметил руководитель проекта ОНФ «За права заемщиков» Виктор Климов.